Прошлое и старейшего разреза «Куу-Чеку»

В 1965 году здесь после сдачи в эксплуатацию разреза №2 было добыто 1,4 млн. тонн угля. Выемка угля производилась экскаваторами СЭ-3 и ЭКГ-4, доставка угля – 10-тонными самосвалами, вскрышных пород – автомобильным и железнодорожным транспортом на внешние отвалы.


В 1966 году при добыче 1488 тыс. тонн угля объем вскрышных работ составил 16600 тыс. м3. В работе по добыче находилось 3 экскаватора с суммарной емкостью ковшей 10,6 кубометров, на вскрыши - соответственно 5 и 19,8. Разрезы обслуживали 14 паровозов, 149 думпкаров, 12 бульдозеров, 12 буровых станков. Проектную мощность 3 млн. тонн разрез освоил в 1974 году. Наибольший объем добычи производился в 1974 – 1982 годы. В 1977 году здесь было добыто 3,36 млн. тонн, вывезено 2,9 млн. кубометров пустой породы. В эти годы на разрезе, включая железнодорожный комплекс, работало 1480 человек. В последующие годы в силу ряда объективных причин мощность разреза была снижена до 1,8 млн. тонн угля в год.
В 1992 году Карагандагипрошахтом выполнено технико-экономическое обоснование постоянных кондиций для действующих и будущих разрезов. Балансовые запасы месторождения составили 132 млн. тонн.
В 1997 году Куу-Чекинский разрез в результате произведенной в Карагандинском угольном бассейна реструктуризации шахтного и карьерного фонда был взят под управление корпорацией «Казахмыс». В 1998 году разрез «Куу-Чекинский» вместе с разрезом «Молодежный» вошел в качестве дочернего акционерного общества в состав ГАООТ «Борлы» под управлением корпорации «Казахмыс».
Куучекинский уголь потребляется тепловыми и электрическими станциями корпорации «Казахмыс». В 2007 году исполняется 50 лет с начала эксплуатации месторождения. За прошедшие полвека здесь добыто 93 миллиона тонн угля, извлечено и перемещено 350 миллионов кубометров вскрышных пород. Средний коэффициент вскрыши составил 3.75.
Многие годы коллектив разреза возглавлял горный инженер Хамий Аубакиевич Кенжин. За освоение разреза, достижение высоких трудовых показателей он был удостоен трех орденов. В последующие годы первыми руководителями Куу-Чекинского разреза были Юрий Андреевич Дрижд, Болат Кенжегалин, Михаил Юрьевич Устинов, Махмут Максутович Мустафин, Сакен Жакенович Ахмеров. В настоящее время директор разреза - Андрей Иванович Беккер.
За многолетний добросовестный труд, достижение высоких производственных показателей 78 работников разреза были удостоены правительственных наград. Машинист экскаватора Александр Иванович Ларин был награжден орденом Ленина, начальник участка Александр Антонович Гетманенко – орденом «Октябрьской Революции», машинист экскаватора Марат Оспанов – орденом Дружбы народов. Орденом Трудового Красного Знамени были награждены машинист тепловоза Сергей Павлович Шилеев, Каиржан Дюсембаев, Иван Дмитриевич Губченко и др. Орденом «Знак Почета» награждены – главный инженер Райхан Кульмагамбетов, главный инженер А.А.Подчепольский, главный механик Н.Л.Рожков, взрывник Макоп Бужеев, машинист бульдозера В.С.Величко и др. Полными кавалерами «Шахтерской славы» стали 46 работников разреза. Ветераном Куу-Чекинского разреза является житель Кушокы, Почетный работник угольной промышленности Казахстана, кавалер ордена Дружбы народов Григорий Васильевич Карапетов. Он еще в 1962 году после службы в армии приехал в Куу-Чеку, где сначала работал трактористом, а спустя два года перешел на трехкубовый экскаватор. Спустя четыре года стал машинистом экскаватора. Когда начали осваивать Борлинское месторождение, то Григорий Васильевич разобрал свой экскаватор, перевез на разрез «Молодежный», где его собрал и на нем работал. Миллионы кубометров вскрышных пород он переместил, работая машинистом шагающего экскаватора.
В большом коллективе разреза сложились не только свои трудовые традиции, но и династии. Каждому в Кушокы известны семейные династии Шульц, Хакимовых, Шуменовых, Яшагиных, Величко, Рамазановых, Скориновых, Сусековых, Яшагиных и др. Куу-Чекинский разрез всегда был кузницей кадров для других разрезов. Куучекинцы внесли весомый вклад в освоение Борлинского и Шубаркольского угольных месторождений, а также Нурказганского месторождения полиметаллических руд.
И сегодня здесь, в Куу-Чекинском разрезе, трудятся замечательные люди, которые продолжили славные традации его первостроителей. Невозможно всех назвать. Назовем лишь немногих. Это - начальник участка В.М.Шилап, горный мастер А.Г.Нудель, механик Д.В.Ковалев, машинисты экскаватора участка «Горный» Балтабай Жумадилович Сагимбаев, Дюсен Кабылдаевич Мукушев, Николай Дмитриевич Анистратенко, Сергей Николаевич Долматов, Виктор Эрихович Шульц, Г.Ф.Фалинский, помощники машиниста экскаватора Иван Владимирович Родомский, Бекежан Кулькеев, водители БелАЗов В.Я.Степовой, М.З.Субканов, Н.Л.Апоненко, С.Г.Ступак, С.И.Шахов, В.Д.Опперман, машинист буровой установки Игорь Викторович Шульц, машинисты бульдозера Е.А.Кулкенбаев, Р.Ф.Хайруллин, электрослесарь Г.И.Новоселов, электросварщик Д.К.Барканов, токарь А.Г.Пинеккер и многие другие. Каждый из них мастер своего дела, о каждом можно немало хорошего рассказать. Отец Дюсена Мукушева Кабылда многие годы работал машинистом экскаватора на Федоровском разрезе. Кабылда Мукушев – полный кавалер знака «Шахтерская слава». И сын Дюсен, как и отец, постоянно выполняет и перевыполняет плановые задания, является передовиком производства. Его имя среди лучших работников разреза на Доске почета. Он награжден знаком «Шахтерская слава» 3-й степени. Николай Дмитриевич Анистратенко также потомственный экскаваторщик.. Его отец, Дмитрий Петрович Анистратенко, кавалер ордена «Трудовая Слава», многие годы отдал Куу-Чекинскому разрезу и свое высокое трудолюбие, любовь к технике передал сыну. Водитель БелАЗа Николай Леонидович Апоненко за 4 месяца 2007 года при плане 148,8 тыс. тонн перевез 169 тыс. тонн, выполнив плановое задание на 113,6%, а водитель Виктор Яковлевич Степовой за тот же срок при плане 148,8 тыс. тонн перевез 156,6 тыс. тонн. Многие годы неизменно отлично трудится машинист экскаватора Виктор Эрихович Шульц. Он – полный кавалер знака «Шахтерская Слава». И в 2007 году он в отдельные месяцы выполняет план на 110 и более процентов. Подстать отцу трудится его сын Игорь Викторович Эрихович Шульц, машинист буровой установки. За первых четыре месяца 2007 года он пробурил 5741 метр скважин для взрывных работ, выполнив план на 107,3%. Он гордится своим замечательным дедом Эрихом Эмильяновичем Шульцом, горным мастером, одним из первостроителей Куу-Чекинского разреза. Они все большие патриоты Куу-Чеку. Они своим каждодневным трудом делают все, чтобы и разрез, и поселок еще жили долго.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: