Разрез «Восточный» в условиях перемен

Кто только не бывал на разрезе «Восточный», и бизнесмены США, и делегация Китайской народной республики, делегации из Германии и стран СНГ, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев и многие другие выдающиеся люди. И все покидали разрез, полные восторженных впечатлений от грандиозной открывшейся индустриальной панорамы, от гигантских экскаваторов, которые могучими роторами за час добывают свыше двух тысяч тонн солнечного камня, от горняков, которые мастерски управляют огромными машинами.


В 1978 году Минуглепромом СССР было утверждено по согласованию с Госпланом и Госстроем СССР технико-экономическое обоснование на строительство угольного разреза «Восточный». В 1979 году проект разреза мощностью 30 миллионов тонн угля в год был разработан институтом «Карагандагипрошахт». Проектом предусматривалось строительство 4-х очередей разреза мощностью по 7,5 млн. тонн каждая. Время окончания строительства – 1988 год. Проектом предусматривалось впервые в угольной отрасли строительство угольного разреза с конвейерным транспортом и усреднительно-погрузочным комплексом. Ранее зольность угля и загрузка его в вагоны были неравномерными. Это вызывало постоянные нарекания со стороны энергетиков. Непрерывная высокопроизводительная поточная добыча угля роторным экскаватором и цикличная загрузка угля в вагоны были несовместимы. В проекте разреза «Восточный» железнодорожный транспорт был заменен на конвейерный. А усреднённо-погрузочный комплекс, смешивая партии угля различной зольности, выдаёт уголь на погрузку потребителю одного качества. В проекте разреза «Восточный» впервые в СССР были соединены воедино наиболее эффективный способ добычи угля роторным экскаватором с прогрессивным конвейерным транспортом, сортировкой угля и дозированной его отгрузкой. 
В декабре 1981 года в составе ПО «Экибастузуголь» была создана дирекция строящихся предприятий разреза «Восточный» (директор Е.А.Аубакиров, главный инженер В.Ф.Павлюк). Развернулась небывалая стройка, в которой участвовало шесть тысяч человек. Угольный разрез «Восточный» строили четыре министерства: Минуглепром СССР, Минтрансстрой СССР, Минэнерго СССР и Минавтодор Казахской ССР. Большой объём строительных работ выполнили генподрядные организации – комбинат «Экибастузшахтострой», тресты «Павлодартрансстрой», «Экибастузэнергострой», «Целинэлектросетьстрой» и павлодарский трест «Дорстрой-14» и их субподрядчики.
На промплощадке разреза строились необычные мощные склады, пункты перегрузки, усреднения и погрузки угля, соединенные в единую технологическую цепочку ленточными конвейерами, мощное депо погрузочно-транспортного оборудования, громадный административно-бытовой комбинат, котельная, подстанции и пр. Бригады РСУ треста «Казпромтехмонтаж» монтировали барабанные машины усреднительно-погрузочного комплекса. Были смонтированы десять ленточных конвейеров протяжённостью 3,7 км, уложено 79 км железнодорожных путей, 37 км автодорог, 97 км ЛЭП высокого напряжения. Слишком необычной была стройка, окончания которой ждали и угольщики и энергетики. С вводом разреза в эксплуатацию решалась проблема с качеством угля, поставляемого на электростанции страны.
С февраля начался набор рабочих и ИТР нового разреза, обучение рабочих основным профессиям. Группа специалистов для работы на импортном оборудовании прошла стажировку в ФРГ и Италии. С июля экскаваторные бригады, а также бригады электрослесарей, машинистов конвейеров и погрузки, монтажников и пр. работали круглосуточно. 16 августа 1985 года экипаж бригады Ю.И.Голоуса подал первый уголь на склад №4. 14 августа 1985 года был вывезен первый железнодорожный состав вскрыши из разреза «Восточный». Погрузку горной массы произвела смена бригады экскаватораЭКГ-12,5 (бригадир В.М.Возный). Приближался день пуска разреза «Восточный» в эксплуатацию.
19 сентября 1985 года останется в летописи Экибастузского бассейна. В этот день Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди разреза «Восточный» мощностью 7,5 млн. тонн угля в год. Разрез «Восточный» включал 183 объекта, в том числе два экскаватора СРс (К)-2000, забойный перегружатель БРс (К)-2000.65, усреднительно-погрузочная машина, штабелеукладчик и пр. В составе ПО «Экибастузуголь» создана ещё одна производственная единица – угольный разрез «Восточный», предприятие по добыче угля открытым способом нового технического уровня. Директором разреза был назначен В.У.Аксиньин, главным инженером А.Т.Утегенов. Под восторги и аплодисменты многих присутствующих уголь разреза «Восточный» на широкой ленте конвейера полетел на-гора! Первые десятки и сотни тонн добыла и погрузила смена бригады роторного экскаватора СРс (К)-2000 №4107(бригадир Ю.И.Голоус, машинист экскаватора Н.В.Мичка).
В 1985 году при плане 2,21 млн. тонн на разрезе «Восточный» было добыто 2,29 млн. тонн, из них 76,9 тыс. тонн добыто сверх плана. Тепловые электростанции начали получать однородный, усреднённый по зольности и стандартный по крупности экибастузский уголь, за счёт весовой дозировки были устранены недогрузы и перегрузы железнодорожных вагонов.
31 января 1986 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь разреза «Восточный» с производственной мощностью 7,5 млн. тонн угля. А 8 октября того же года на «Восточном» была добыта уже 10-миллионная тонна угля с начала работы разреза. Её добыла смена бригады роторного экскаватора СРс (К)-2000 №4108 (бригадир А.И.Прокопович, машинист экскаватора В.В.Муваракшин. Прошло всего чуть больше года, как был сдан разрез в эксплуатацию, и уже добыли 10 миллионов тонн угля. Какой размах, какие темпы роста разреза-гиганта! Это событие было отмечено торжественно. Под огромным транспарантом «Принимай, Родина, 10 млн. тонн угля разреза «Восточный» на митинг собрались работники разреза. Бригадам Ю.И.Голоуса, А.И.Прокоповича, В.И.Мастицкого, Н.И.Максименко в честь погрузки 10-миллионной тонны угля были вручены памятные вымпелы. В 1986 году при плане 9170 тыс. тонн на «Восточном» было добыто 10127,1 тыс. тонн угля, из них 957,1 тыс. тонн сверх плана. Успеху способствовало широкое внедрение бригадной формы организации труда. Были созданы укрупнённые сквозные комплексные бригады по добыче и отгрузке угля, ремонту горного оборудования. В бригадах трудилось более 80 процентов трудящихся разреза.
Решая задачу увели¬чения объемов добычи, разрез был выделен в специализированное структурное подразделение, осуще¬ствляющее добычу угля, переработ-ку его на поверхностном комплексе и отгрузку потребителям. С начала 1987 года коллектив разреза начал переход на новые условия хозяйствования. Были осуществлены мероприятия по совершенствованию производства, участкового и бригадного хозрасчёта, системы премирования, соревнования, бригадной формы организации и стимулирования труда. Всего за год при плане 12,5 млн. тонн было добыто 13,03 млн. тонн, в том числе 527,6 тыс. тонн сверх плана. За высокие достижения в работе в честь 70-летия Октябрьской революции коллектив разреза был награждён Почётной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Почти половину всего объёма добычи угля разрезом, а точнее 6387,9 тыс. тонн на счету у комплексной бригады А.И.Прокоповича. Хорошо работали машинист экскаватора Т.Д.Джармухамбетов, работники технологического комплекса Ю.Д.Яковлев, Н.С.Погорелов, М.Тлеубаев, электромеханики А.А.Ковтун и А.А.Серикбаев, электрослесарь Ю.В.Симагин, машинист бульдозера Ю.П.Рандей и многие другие.
31 декабря 1987 года была принята в эксплуатацию третья очередь разреза «Восточный» мощностью 7,5 млн. тонн угля в год. Разрез «Восточный» посетил Председатель Совета Министров СССР Н.И.Рыжков, Председатель Президиума Верховного Совета КазССР С.М.Мукашев

В январе 1988 года вступил в силу Закон СССР о государственном предприятии (объединении). На разрезе был создан Совет трудового коллектива, который возглавил начальник участка добычных работ№1 В.В.Привалов. В 1988 году при плане 14 млн. тонн было добыто на 21585 тонн больше. Хорошо работали бригады экскаваторов № 4107 (В.Шерегеда, Ю.Шерешев, Ж.Касенов, Ю.Путилов, Н.Селиванов, В.Юмагулов, В.Кнорр), и №4108 (В.Дулесов, К.Кымызкенов, Ю.Ф.Савосин, Ю.Н.Фёдоров, Б.К.Мусаипов, С.Г.Шарипов, С.В.Сермяжко). В 1988 году коллектив разреза «Восточный» за высокие достижения в освоении новой техники и передовой технологии, за активное участие в общественной жизни занесен в областную Книгу Почёта и на областную Доску Почёта.
30 декабря 1988 года была принята в эксплуатацию последняя четвёртая очередь разреза «Восточный» мощностью 7,5 млн. тонн угля в год. Всего за 3 года и 3месяца были сданы в эксплуатацию все четыре очереди разреза общей проектной мощностью 30 миллионов тонн угля в год. Это был большой успех не только строителей, но и всего коллектива разреза и ПО «Экибастузуголь».
Страна вступала в полосу экономического кризиса, и это не могло не отразиться и на работе разреза «Восточный». С распадом СССР значительно ухудшились экономические связи с Россией, основным потребителем экибастузского угля, что привело к снижению объёмов добычи угля. Если в 1991 году при плане 21,3 млн. тонн, было добыто 22,84 млн. тонн угля, то в 1993 году был добыт 21 млн.тонн при проектной мощности 30 млн. тонн. Сказалось падение спроса на экибастузский уголь. Хорошо работала бригада А.А.Галимова на экскаваторе №4109 (члены бригады В.Яценко, Н.Русаков, К.Бекенов, В.И.Иваненко, А.Г.Тахтаров, Ю.П.Корастылев). Какие бы ни были времена главным богатством предприятия остаются люди. С полной отдачей работала бригада добычного участка №2 (начальник С.П.Жигайло), участок энергоснабжения (начальник В.Н.Немченко), экипаж буровой установки (О.А.Гончаров, Н.Амиралин), машинисты конвейера В.В.Комиссаров, Е.А.Жакупов, механик УТКР С.И. Бакулин и многие другие.
Остались в памяти основные вехи становления и развития разреза «Восточный». 31 августа1989 года добыто 50 млн. тонн с начала эксплуатации, 6 февраля 1992 года – 100 млн. тонн, 1июля 1994 года – 150 млн. тонн, к десятилетию разреза (сентябрь 1995 года) – 174,2 млн. тонн угля.
Решая задачу увеличения добычи угля разрез «Восточный» был выделен в специализированное структурное подразделение. В1996 году разрез «Восточный», часть имущества вскрышного разреза «Степной» и Восточного погрузочно-транспортного управления были приватизированы. Созданное новое предприятие, наряду с добычей угля, производило также вскрышные работы, транспортировку породы в отвал, переработку и погрузку угля потребителям.
Новое мощное предприятие ОАО «Евразийская энергетическая корпорация» помимо разреза «Восточный» также включало Аксускую электростанцию и Павлодарское ремонтное предприятие. В марте 1997 года новой компанией была получена лицензия на право пользования недрами сроком на 25 лет с условием её продления. 23 ноября 1998 года Актом Государственного Комитета Республики Казахстан по инвестициям был зарегистрирован Контракт на отработку запасов каменного угля разреза «Восточный».
Новая компания вложила инвестиции в строительство комплекса железнодорожных станций для вывозки вскрыши с нижних горизонтов, строительство системы открытого водоотлива и хозпитьевого водовода, проведена электрификация железнодорожных путей. Вскрышные работы ведутся на восьми горизонтах и достигли глубины 115 метров. Приоритетное значение уделяется вскрышным работам, реконструкции и развитию транспортной схемы вскрышного комплекса, увеличению экскаваторного и локомотивного парка. Для сокращения эксплуатационных расходов и снижения себестоимости продукции осуществляется полная электрификация вскрышного комплекса.

Для увеличения производственной мощности вскрышного комплекса разреза было принято решение о проведении комплекса организационных и технических мероприятий с определением приоритетных капитальных вложений на реконструкцию и развитие транспортной схемы вскрышного комплекса, строительство железнодорожных станций, увеличена экскаваторного и локомотивного парка. Для реализации этих задач приобретены и запущены в эксплуатацию ЭКГ-6,Зу и два экскаватора Ц ЭКГ-15 на вскрышу, два экскаватора| ЭКГ-10 на отвал, пять тяговых агрегатов ОПЭ-1 с думпкарами для транспортировки породы. Весь| комплекс мероприятий позволил увеличить объем вывозки вскрышных пород с 10 млн. кубометров в 1997 г. до 22| млн. в 2004 г. с дальнейшей перспективой роста на 2-3 миллиона.
Сегодня вскрышные работы ведутся одноковшовыми экскаваторами типа «мехлопата» - ЭКГ-15, ЭКГ-12,5, ЭКГ-12УС, ЭКГ-8у, ЭКГ-6,3у, ЭКГ-4у, вывозка вскрышных пород осуществляется тяговыми агрегатами ОПЭ-1. На отвалах используются экскаваторы ЭКГ-12,5, ЭКГ-10 и драглайны ЭШ-13/50. Освоена уникальная технология бульдозерного отвалообразования при железнодорожном транспорте. Осуществляется переход на циклично-поточную технологию вывозки вскрышных работ с использованием автотранспорта и конвейеров. Предстоит выполнить строительство конвейеров с нижних горизонтов на дневную поверхность, магистральных конвейеров на дневной поверхности, конвейерного отвала. В течение трёх лет необходимо будет выполнить огромный объём строительно-монтажных работ, приобрести и смонтировать оборудование, создать инфраструктуру для большегрузного автотранспорта. Предстоит освоить новый вид горного оборудования – гидравлические экскаваторы с емкостью ковша 15 – 21 кубических метров.
Своевременно принятое решение о строительстве системы открытого водоотлива и оперативное финансирование позволило в короткие сроки перестроить схему осушения угольного массива. Погашение подземных дренажных выработок не отразилось на качестве отгружаемого угля, принятый способ осушения по собственным ноу-хау, защищен¬ными патентами Республики Казахстан, показал свою высокую эффективность. Приобретение и запуск в эксплуатацию экскаватора ЭД 3,2.30 для нарезки зумпфов, двух буровых станков СБР-200, двух установок дренажного бурения УДБ-8, строительство трубопроводов и насосных станций были выполнены в намечен¬ные сроки. В настоящее время объем откачки дренажных вод открытым водоотливом сравнялся с объемом откачки при существовании подземной дренажной системы.
В этот период разрез «Восточный» входил в состав ПО «Экибастузуголь», а впоследствии ГАО «Экибастузкомир». Решая задачу увеличения объемов добычи, разрез был выделен в специализированное структурное подразделение, осуществляющее добычу угля, переработку его на поверхностном комплексе и отгрузку потребителям.
Обеспечение энергетическим углем Аксуской ГРЭС и потребности предприятий, входящих в Евразиатскую промышленную ассоциацию, экспортирование угля в страны СНГ предопределило увеличение объёмов добычи угля уже к 2010 году до 20 млн. тонн и объемов вскрыши до 30-35 млн. куб.м. в год. |
Горняки смотрят в будущее с оптимизмом, так как все предпосылки для успешной работы предприятия имеются. Здесь трудятся люди особой закалки, им по плечу грандиозные планы, которые ставит компания.
Разрез «Восточный» - молодое предприятие, но, несмотря на молодость, здесь добыто свыше 300 миллионов тонн угля. За прошедшие годы здесь выросли первоклассные специалисты, которые своим самоотверженным трудом умножают славные свершения предприятия. Горняцкий коллектив вырастил 45 полных кавалеров знака «Шахтёрская слава», 23 - Почётных шахтёра. Среди них вице-президент АО ЕЭК Т.А.Акбаев, председатель профкома разреза А.А.Омельченко, заместитель главного механика А.А.Галимов, главный энергетик С.И.Бакулин, машинист экскаватора А.И.Болдашевский, машинист буровой установки О.А.Гончаров, электрослесарь В.М.Игуменов, заместитель директора по производству А.И.Кузьменко, электромеханик С.Б.Ларин, слесарь по ремонту В.В.Перов, машинист экскаватора В.И.Пономарчук, начальник участка И.А. Сотсков, машинист-инструктор локомотивных бригад Н.М.Савельев, машинист экскаватора А.Г.Тахтаров, начальник пункта изготовления ВМЭ В.Г.Тахтаров, машинист экскаватора Р.А.Хайбуллин, машинист экскаватора С.Г.Шарипов. Добрым словом здесь вспоминают ветеранов труда – Почётных шахтеров Владимира Степановича Кныша, Евгения Фёдоровича Межевикина, Анатолия Даниловича Огородова, Алексея Архиповича Четверикова.
Всю свою душу, талант и энергию вложил в разрез «Восточный» его первый директор Владимир Устинович Аксиньин. До сих пор здесь вспоминают его слова: «Руководителя можно назвать хорошим хозяином тогда, когда его уже давно нет на производстве, а всё крутится, всё исправно работает, и каждый знает и выполняет своё дело».
У В.У.Аксиньина были достойные преемники – Амангос Титауович Утегенов и Тулеуген Ашикбаевич Акбаев, которые продолжили добрые традиции, заложенные первым директором. А сегодня коллектив разреза «Восточный» возглавляет молодой инициативный директор Нурлан Даутбекович Нурсултанов

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: