Пролог к большой работе

Угли Майкубенского бассейна были открыты доверенными лицами купца Степана Попова в Баян-Аульском районе еще в конце тридцатых годов девятнадцатого века. Разработка велась двумя небольшими разрезами с 1859 по 1870 годы. На майкубенском угле плавились медные и серебро-свинцовые руды на Александровском заводе в Баянаульском районе. Всего было добыто 236 тысяч пудов угля. Это месторождение угля было упомянуто в «Горном журнале» (Санкт-Петербург) еще в первой половине девятнадцатого века.


Окружной инженер А.Сборовский в «Материалах по изучению горного дела в степных областях Западной Сибири» (Омск, 1896 г.) о Майкубенском угольном месторождении писал следующее: « В1861 году оно было разведано двумя небольшими разрезами…Каменный уголь черного цвета с блеском, более однородного сложения, чем кызылтавский. Загорается легко и дает длинное пламя, вовсе не коксуется. Золы оставляет 7,5%. Уголь стоил от 3 до 6 копеек за пуд».
В двадцатые годы ХХ века месторождение было передано горной концессии английского промышленника Лесли Уркварта. В тридцатые годы в этом районе работала Семипалатинская Геологоразведочная Контора. В годы войны и после восточная часть Шоптыкольского месторождения отрабатывалась небольшим разрезом для нужд комбината «Майкаинзолото». При этом ежегодно добывалось 50 – 190 тыс. тонн угля, который поступал на действующую электростанцию, входившую в систему НКВД. Электрическая энергия передавалась в поселок Майкаин, где спецконтингентом до 1957 года производилась интенсивная разработка золоторудных месторождений и их обогащение.
Геологоразведочные работы, выполненные в 50-60 годы, на Майкубенском угольном бассейне, которые позволили выделить на территории бассейна три самостоятельных, имеющих промышленное значение, месторождений угля: Шоптыкольское, Сарыкольское и Талдыкольское. Балансовые запасы угля Шоптыкольского месторождения – 1,36 млрд. тонн, Талдыкольского – 0,46 млрд. тонн, и Сарыкольского – 0,39 млрд. тонн. Наиболее перспективным является Шоптыкольское месторождение. Оно расположено в Баянаульском районе Павлодарской области в 65 км юго-восточней Экибастузского бассейна. В Шоптыкольском месторождении сосредоточено до 58 % промышленных запасов пригодных для открытой разработки имеет общую площадь равную 1040 км2. Угольные пласты здесь залегают под углами 5-10 градусов и сложены бурыми углями с содержанием влаги от 13 до 20 %, в среднем 18,5 %. Средняя зольность угля составляет 23,5%, средняя калорийность 4230 ккал/кг. Угольные пласты Шоптыкольского месторождения. Зола майкубенских углей с высоким содержанием А1203 может быть использована в качестве хорошего сырья для глиноземного производства. Кроме того, наличие в золе элементов – примесей биостимуляторов (фосфор, бор, цинк, и др.) позволяет использовать их в качестве микроудобрений. Основными потребителями майкубенских углей являются: коммунально-бытовое хозяйство, сфера обслуживания, отопительные котельные и тепловые электростанции.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 кВ Экибастуз - Центр», принятом в 1977 году, наряду с развитием добычи угля в Экибастузском бассейне, предусматривалось строительство разреза «Майкубенский» Майкубенского угольного бассейна проектной мощностью 20 млн.т. угля в год.
Технико-экономическое обоснование строительства разреза «Майкубенский» было выполнено институтом «Карагандагипрошахт» совместно с субподрядными проектными институтами «Кузбассгипрошахт» (Кемерово) и «Южгипрошахт» (Харьков). В 1988 – 1989 годы институтом «Карагандагипрошахт» был выполнен «Проект строительства разреза «Майкубенский» ПО «Экибастузуголь». Главный инженер проектов – В.В.Мудров. Проектом предусматривалось строительство 1-й очереди разреза мощностью 8 млн. тонн угля в год, строительство дробильно-сортировочного угольного комплекса по переработке 2,5 млн. тонн, подъездной железной дороги протяженностью 40 км и автотрассы длиной 34 км, линии электропередачи длиной 80 км, а также строительство 1-й очереди жилого поселка Майкубень численностью свыше 5 тысяч человек, а также водопровода, радиорелейной линии и пр.
Одновременно в 1987 году начались вскрышные работы. 2 ноября 1987 года машинист экскаватора ЭКГ-4у А.М.Кривцов загрузил майкубенским углем первый 30-тонный БелАЗ, а водитель В.Т.Пастухов из автобазы №1 комбината «Экибастузшахтострой» отвез уголь. В забое состоялся митинг строителей, железнодорожников, представителей общественности. Шоптыкольского месторождения ПО « Экибастузуголь».
Разрез «Майкубенский» имеет железнодорожный выход на магистраль Астана-Павлодар. По территории бассейна проходит автомагистраль, связывающая города Павлодар, Экибастуз и поселки Майкаин, Баян-Аул. Майкубенские угли поставлялись на коммунально-бытовые нужды, для производства железнорудных окатышей, для обжига извести, производства ферросплавов потребителям Казахстана и других республик бывшего СССР. В 1991 году на малом предприятии «Иртыш» на базе окисленных бурых углей Майкубенского разреза было начато производство ценного удобрения - гумата натрия. Это удобрение в три раза эффективнее торфа, повышает сопротивляемость растений неблагоприятным условиям и урожайность.По инициативе объединения «Экибастузуголь» начата опытная экс¬плуатация выведенных из экибастузских разрезов роторных экскаваторов на добыче майкубенских углей с погрузкой на автотранспорт. Самый высокий уровень потребления майкубенских углей отмечен в 1993-94 годах, соответственно, 4 и 4,3 млн. тонн. При этом в эти годы было поставлено на коммунально-бытовые нужды и населению – 0,57 – 0,83 млн. тонн, потребителям агрокомплекса – 1,08 млн. тонн, металлургическим заводам – 0,22 – 0,56 млн. тонн, потребителям МПС – 0,33 – 0,31 млн. тонн, предприятиям Минэнерго РК до 0,03 млн. тонн, прочим потребителям Казахстана – 0,8 – 1,0млн. тонн. В 1993 году на экспорт в страны СНГ было отгружено свыше 600 тыс. тонн угля, в том числе 433 тыс. тонн на Украину.
В 1990-1994 годах майкубенский уголь поставлялся в Венгрию, где мелкие фракции угля брикетировали без использования связующих материалов.
В 1996 году ПО «Экибазтузуголь» было разделено на четыре самостоятельных угледобывающих предприятия, при этом разрез «Майкубенский» вошел в состав ТОО «Майкубен-Вест». В настоящее время разрез принадлежит компании «АЕS Экибастуз». Основными потребителями продукции разреза «Майкубенский» являются северные регионы республики и приграничные области России. В последние годы произошло увеличение поста-вок угля на электрические и тепловые станции. Опытное, а в последую¬щем и промышленное сжигание этого топлива проводится на таких предприятиях как ТОО «АЕS Экибастуз» (ГРЭС-1), ТОО «АЕS Усть-Каменогорская ТЭЦ», ТОО «АЕS Согринская ТЭЦ».
В последние годы расширилось применение угля «Майкубенского»
в отраслях чёрной и цветной металлургии, а также в производстве цементов. В настоящее время уголь отгружается на такие крупные металлургические предприятия, как АО «Миттал Стил Темиртау» г. Темиртау, ЗАО «Южполиметалл» г. Шымкент. За 2003 год разрезом добыто 3,56 млн. тонн угля и вывезено в отвал 3,29 млн. куб. м вскрышных пород, отгружено в полувагоны НК КТЖ 3.26 млн. тонн угля, на самовывоз 299 тыс. тонн. Достижением 2003 года является значительное расширение объёмов вскрыши отработанного бестранспортными технологиями и переэкскавацией с применением экскаватора-драглайна. Для увеличения спроса на майкубенский уголь, объемов его продаж был построен и сдан в эксплуатацию дробильно-сортировочный комплекс мощностью 200 тысяч тонн угля в год.
C приходом на разрез компании «AES», на предприятии разработана планомерная программа по увеличению добычи угля до 4 - 6 млн. т. в год, а в перспективе предусматривается увеличение добычи майкубенских углей до 8,5 млн. т. в год. В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан на разрезе рассматривается вопрос по подготовке документов на получение международных стандартов. ЗАО «МАЙКУБЕН-ВЕСТ» участвует в социальных программах региона, в том числе в ремонте автодороги Экибастуз – Майкаин, строительстве базы отдыха на озере Жасыбай, оказывает социальную помощь ветеранам труда, нуждающимся жителям окрестных поселков.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: