Не стареют душой ветераны

Пребывая в Экибастузе, наша творческая группа встретилась с группой ветеранов угольного бассейна. Ниже краткий рассказ о некоторых из них.

 

Участник Великой Отечественной войны, капитан артиллерии Павел Иванович Мартыненко является живой историей Экибастуза.

Он родился в 1918 году в селе Павловка Успенского района Павлодарской области .В шестнадцать лет начал трудиться в колхозе, а в 1938 году его призвали в армию. Служил под Одессой, окончил полковую школу, стал орудийным мастером. Началась война. Младший сержант Мартыненко участвовал в тяжелых оборонительных боях под Одессой. Боевой путь солдата был долгим. Оборона Северного Кавказа, освобождение Украины, Чехословакии и Австрии. Закончил войну капитаном артиллерии. Его китель украсили ордена Отечественной войны и Красной Звезды, боевые медали «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.
В марте 1949 года Павел Мартыненко приехал в поселок Экибастуз. В первое время работал слесарем в мехцехе, потом его назначили начальником мехмастерских. В 1950 году начались вскрышные работы по строительству Иртышского разреза №1. Участник войны, капитан Павел Мартыненко не мог быть в стороне от этого большого дела по освоению Экибастузского месторождения угля. Он подал заявление с просьбой перевести его работать на экскаватор. Заявление фронтовика было рассмотрено и утверждено. С 1951 года он работает помощником машиниста трехкубового экскаватора. Окончил курсы, начиная с 1952, многие годы он проработал машинистом экскаватора и бригадиром экскаваторной бригады на вскрышных работах. В 1963 году был избран депутатом Верховного Совета КазССР. Также избирался председателем шахтного комитета. Многолетний труд Павла Ивановича Мартыненко в Экибастузе был также отмечен медалями и знаками, которых много на его груди. Он - полный кавалер знака «Шахтерская слава», Почетный гражданин города Экибастуза. Сегодня ему 89 лет. Он смотрит на прекрасные улицы Экибастуза и вспоминает те уже далекие годы, когда он молодым приехал осваивать Экибастузское месторождение угля. Ему есть что вспомнить. В день полувекового юбилея города Павлу Ивановичу Мартыненко было присвоено звание «Почетный гражданин города Экибастуз», а также он был награжден юбилейным знаком «50 лет городу Экибастузу».

 

Заслуженный горняк КазССР Манат Тулеубекович Сыздыков приехал в Экибастуз восемнадцатилетним пареньком в 1955 году.

В конце 1954 года была сдана в эксплуатацию первая очередь Иртышского угольного разреза, ускоренными темпами велось строительство второй очереди. Отец Тулеубек Сыздыков устроился на разрезе №1 плотником, а сына Маната приняли путейцем на отвалах. Марат в составе бригады производил подъем и балластировку пути, регулировку и разгонку зазоров, одним словом, производили текущий ремонт пути, по которому локомотивы вывозили из разреза уголь и породу. Манат с белой завистью смотрел на машинистов экскаваторов, как они управляют этими огромными машинами, и мечтал тоже работать на таком же экскаваторе. Познакомился с машинистом экскаватора Василием Васильевичем Муваракшиным, поделился с ним своим большим желанием работать на экскаваторе. Он сказал: «Иди, Манат, учись. Выучишься, приходи ко мне в бригаду». Так Манат и поступил. Окончил курсы и работал помощником машиниста в бригаде Муваракшина на экскаваторе ЭКГ-4. Шли годы. На разрез стали поступать роторные экскаваторы. И Манат Сыздыков уже захотел работать на роторной технике. Также окончил курсы, и его взяли в бригаду известного в Экибастузе Гарри Мозера. Попасть в бригаду к нему было нелегко, но у Маната была хорошая репутация. Это и помогло. Работали на первом немецком экскаваторе СРс(к)-470. На этом экскаваторе Манат Тулеубекович Сыздыков вначале помощником машиниста, а затем и машинистом проработал около двадцати лет. В отдельные годы добывали свыше 3 миллионов тонн угля. Бригада Гарри Мозера всегда была одной из лучших в ПО «Экибастузуголь». Иначе он не мог работать. «Гарри Иванович Мозер не только великолепно знал экскаватор, владел его механической частью, но и был талантливым организатором, бригадиром. Он был требовательным, но его все уважали, – вспоминает ветеран труда Манат Тулеубекович.
38 лет проработал он машинистом экскаватора, добыл свыше полуста миллионов тонн угля. В 1977 году министр угольной промышленности СССР Б.Ф. Братченко вручил ему именные часы. За многолетний доблестный труд Манат Тулеубекович Сыздыков был награжден орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Он – Почетный шахтер, Заслуженный горняк КазССР, полный кавалер знака»Шахтерская слава». Сегодня трудовую эстафету отца продолжают два сына – Казбек и Марал. Оба успешно трудятся на вскрышном участке разреза «Восточный». Они - машинисты 15-кубового экскаватора, Казбек – машинист-бригадир, Марал – машинист в бригаде брата. Отец уверен, что его дети приумножат добрую трудовую славу семьи Сыздыковых.

В Экибастуз Анатолий Григорьевич Виноградов приехал по призыву Комсомола из Башкирии, где он работал помощником машиниста экскаватора на одном угольных разрезов треста «Башкируголь».

Он помнит этот день – 14 марта 1957 года. Он увидел серые бараки, горы мусора между ними, улицу из одноэтажных домов. Дворец культуры горняков еще строился, стоял без крыши. Молодому двадцатилетнему комсомольцу выделили место в общежитии и направили помощником машиниста экскаватора на вскрышной разрез «Северный», а через полгода его призвали в армию. Отслужив, он вернулся в Экибастуз на разрез «Северный». Полгода проработал помощником машиниста, а потом назначили машинистом. Работал на погрузке вскрышных пород сначала экскаваторами ЭКГ-4,6, а затем на более производительном - ЭКГ-8. В совершенстве овладел управлением этих машин. Одновременно учился на вечернем отделении горного техникума. По окончании техникума работал электромехаником. В 1978 году Анатолий Григорьевич Виноградов был назначен начальником горного участка. Почти четверть века проработал он в этой должности. Он нес ответственность за вскрышные работы, подготовку фронта работ для добычного участка. С ростом глубины ведения горных работ росли объемы вскрыши. Но участок под руководством Анатолия Григорьевича Виноградова неизменно выполнял и перевыполнял возросшие задания. Его многолетний плодотворный получил высокую оценку. Он – Почетный шахтер, полный кавалер знака «Шахтерская слава», также награжден знаками «Трудовая Слава» 2-й и 3-й степеней.

Полный кавалер знака «Шахтерская слава» машинист экскаватора Виталий Иванович Барышников за всю свою долгую трудовую жизнь работал всего на двух экскаваторах одной марки СРс(к)-2000.

И он при встрече рассказал об этих замечательных машинах и людях их освоивших. Первый экскаватор был экспериментальным и изготовлен машиностроителями ГДР специально для условий Экибастузского бассейна. Экскаватор был одним из самых мощных. Его высота составляла 40 метров, масса – более 2500 тонн, а теоретическая производительность - 3500 кубометров рыхлой массы в час. В ходе монтажа формировалась бригада, которую возглавил опытный машинист Федор Васильевич Мокрослоев. Сюда, в Экибастуз, он приехал из Караганды, где работал в тресте «Карагандауглеразрезы» еще в 1955 году. В 1960 году, работая на экскаваторе СЭ-3, Ф.В.Мокрослоев стал одним из первых миллионеров), есть добыл миллион тонн угля за год) в Экибастузском бассейне. За достижение таких высоких показателей он был удостоен ордена Ленина. Ф.В.Мокрослоев работал и учился в вечернем техникуме, стал горным техником-электромехаником. И вот ему доверили монтаж нового мощного экскаватора СРс(к)-2000, на который были большие надежды, как на одну из основных потенциальных машин Экибастузского бассейна. Испытания проводились в 1972 – 1973 годы. Виталий Иванович Барышников вспоминает, как после монтажа экскаватора сюда приехали министр угольной промышленности СССР Б.Ф.Братченко, министр машиностроения ГДР, у экскаватора состоялся митинг. А потом была напряженная круглосуточная работа по испытанию этой мощной техники. Не раз на месте приходилось производить доводку отдельных узлов машины. В 1976 году этим экскаватором было добыто 4,4 млн. тонн, а в 1977 году – 5,6 млн. тонн угля. С благодарностью Виталий Иванович Барышников вспоминает своих товарищей по работе - старших машинистов И.Н.Палкина, Г.Вараксина, А.П.Пудова и других. А потом В.И.Барышникова назначили бригадиром по сборке модернизированного экскаватора СРс(к)-2000М, на котором он проработал до выхода на пенсию в 1993 году. И сегодня у Почетного шахтера, Заслуженного механизатора Виталия Ивановича Барышникова загораются глаза, когда вспоминает, как загружали железнодорожный вагон за две минуты и отгружали до 29 тысяч тонн угля в смену.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Кузьма Елизарович Новиков приехал в Экибастуз из Уральского городка Карпинска, где он выучился на машиниста электровоза.

Еще до сдачи выпускного экзамена записали добровольцев на работу в Экибастуз. Он был один из шестнадцати. Шел 1959 год. По приезду всех разместили, устроили на работу. Кузьма Новиков работал помощником машиниста электровоза немецкого производства. Затем сдал экзамен и уже работал машинистом. Нравилась ему эта техника и эта работа. 27 лет проработал он машинистом электровоза. «Эта «железка» - судьба моя», -говорил он, показывая на электровоз. Свою любовь к электровозу он по наследству передал своим трем сыновьям, которых также учил честности, порядочности, трудолюбию. Одновременно он говорил детям, что железная дорога – это высокая организация труда, жесткая дисциплина, что нужно быть внимательным на рабочем месте, строжайше соблюдать все правила техники безопасности. Достойных сыновей вырастил Кузьма Елизарович. Старший сын Александр Новиков работает начальником депо ТОО «Богатырь Аксес Комир», средний сын Николай Новиков – машинист тепловоза разреза «Богатырь», младший сын Юрий Новиков – начальник депо разреза «Восточный».У семейства Новиковых два профессиональных праздника – День шахтера и День железнодорожника.

Почетный гражданин города Экибастуза Таукел Хаджи Абдуалиев более полувека живет в Экибастузе.

В 1954 году он окончил Карагандинский горный институт. Был направлен на шахту № 106, где работал горным мастером. Но его тянуло к родным местам. И когда он узнал о строительстве мощного Иртышского разреза № 1, большой перспективе Экибастузского месторождения, то решил немедля ехать в Экибастуз. Это случилось в июле 1955 года. Сорок лет трудовой жизни он отдал Экибастузскому угольному бассейну, куда приехал уже сформировавшимся горным инженером. Начинал горным мастером, затем возглавил добычной участок. Начальник производственно-технического отдела разреза «Западный», заместитель директора по производству объединенного разреза «Западный» - «Центральный», главный горняк по производству ПО «Экибастузуголь» - все это весомые вехи служебного роста горного инженера Таукела Хаджи Абдуалиева. Когда он приехал в Экибастуз, добыча угля Иртышского разреза №1 составила 2,3 млн. тонн угля. В 1988 году добыча угля на разрезах Экибастуза составила 89,5 млн. тонн угля, то есть по сравнению с 1955 годом выросла в 39 раз. Экибастузские разрезы «Богатырь» и «Восточный» по объему добычи угля, по технической оснащенности стали в одном ряду с лучшими угольными разрезами мира. И в этом выдающемся достижении есть и многолетний труд полного кавалера знака «Шахтерская слава», горного инженера Таукела Хаджи Абдуалиева.

Братья Гудыменко известны среди горняков Экибастузского бассейна.

Младший Борис Григорьевич, машинист роторного экскаватора, один из членов знаменитой бригады Г.И.Мозера, которая успешно впервые испытала и внедрила роторную технику из ГДР, добиваясь высоких технико-экономических показателей. В 1978 году ему в числе группы инженерно-технических работников Экибастузского бассейна за внедрение мощной роторной техники была присуждена Государственная премия СССР. Его трудовая деятельность началась в 1954 году на Иртышском угольном разрезе №1 треста «Карагандауглеразрезы». Борис Григорьевич Гудыменко был награжден орденом «Трудовая Слава» 3-й степени. Он – полный кавалер знака «Шахтерская слава».
Анатолий Григорьевич Гудыменко приехал в Экибастуз в 1955 году. До этого после окончания Киевского горного техникума работал мастером на угольном разрезе № 1-2 Федоровского месторождения в Караганде .Мы встретились с ним в Экибастузском краеведческом музее «Вот здесь, на этом месте, где мы находимся , в то время было озеро, куда прилетали лебеди, - вспоминает ветеран труда, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Анатолий Григорьевич Гудыменко – Тогда время было нелегкое. Жили в бараках. Электроэнергии, которую вырабатывали энергопоезда, не хватало. Из-за высокой жесткости, повышенного содержания солей воды котлы паровозов часто выходили из строя и даже взрывались». О себе он не хочет говорить, но с большой теплотой вспоминает первостроителей Экибастузского бассейна. « Георгий Степанович Гридин, первый управляющий треста , а затем начальник комбината «Иртышуголь» - человек гениальных организаторских способностей. Он на всех высоких инстанциях доказывал уникальность Экибастузского бассейна, необходимость его быстрого развития на благо народного хозяйства страны. Благодаря ему, да его помощнику Ивану Петровичу Федотову Экибастузский бассейн буквально рос на глазах. Экибастуз многим обязан первому директору Иртышского разреза №1 Михаилу Ивановичу Чалбышеву».

Более сорока лет самой активной части жизни полный кавалер знака «Шахтерская слава» Николай Васильевич Разумов посвятил Экибастузу.

В молодости в Омской области поднимал целину, а в 1961 году приехал в Экибастуз. В первые годы работал бульдозеристом и учился в техникуме автомобильного транспорта. По окончании техникума работал механиком и начальником авто-бульдозерного участка. Продолжил заочную учебу в Московском горном институте. Многие годы возглавлял управление механизации ПО «Экибастузуголь»,а с 1996 года – директор базы комплексной механизации и автотранспорта, главный энергетик Экибастузпромсервиса. Вот уже пять лет Николай Васильевич Разумов на заслуженном отдыхе, но по прежнему активен, весь в движении. С молодых лет он занимается спортом, летом легкой атлетикой, зимой – коньки, лыжи, увлекался и стрельбой и плаванием, защищал спортивную честь Экибастуза на различных соревнованиях. И еще у него есть непреходящая страсть к художественной самодеятельности. В Экибастузе он был страстным пропагандистом бальных танцев, а в последние годы увлекся ирландским стилем степа. В Экибастузе создал ансамбль танца, который на фестивале в Крыму завоевал первое место. Николай Васильевич Разумов убежден, что занятие танцами позволяет человеку сохранить бодрость духа и продлить жизнь. Ему 68 лет, но он не по годам активен. Внес частицу своей кипучей энергии и в развитие садоводства в Экибастузе. Вот такой он увлеченный человек - Николай Васильевич Разумов.

Полный кавалер знака «Шахтерская лава» Юрий Иванович Звуков приехал в Экибастуз в 1956 году вместе с братом Анатолием.

Жили в общежитии. За плечами у Юрия был трудный опыт освоения целинных земель в совхозе Есенгельдинский Карагандинской области. За освоение целинных земель и выращивание небывалого урожая Юрий Звуков был награжден орденом Трудоврго Красного Знамени. В Экибастузе он работал машинистом бульдозера. В то время в Экибастуз поступил первый дизель-электрический железнодорожный кран, крайне нужная машина. Машинистом крана назначили Юрия Звукова, как человека, который бережно относится к технике. Так и сказали, что доверяем работать на этой редкой машине. Он работал на кране, а сам заглядывался на работу экскаваторов. Окончив курсы на помощника машиниста, перешел на вскрышной участок, где работал на экскаваторе ЭКГ- 8. Одновременно продолжал учебу на вечернем отделении Экибастузского горного техникума. Получил специальность – горный электромеханик. По окончании назначили электромехаником по экскаваторам и бульдозерам. Но Юрий Звуков продолжал работать и учиться, на этот раз заочно в Карагандинском политехническом институте. В 1970 году его назначили начальником участка МДРО (монтаж, демонтаж, ремонт оборудования).Почти тридцать лет проработал он в этой должности, руководил работами по монтажу, демонтажу и ремонту больших восьмикубовых экскаваторов ЭКГ-8 и другой техники. За многолетний добросовестный труд он был награжден орденом «Знак Почета», тремя знаками «Шахтерская слава».

Иван Петрович Луговой, ветеран разреза «Богатырь» хорошо помнит тот день , когда он поднялся на экскаватор в должности машиниста.

Это произошло 20 октября 1970 года. А до этого он работал в разрезостроительном управлении №1 транспортным рабочим, служил в армии. Вернувшись, работал плотником, бетонщиком, а сам мечтал работать на экскаваторе. Поступил на заочное отделение Московского горного института. Самой светлой полосой в его жизни были монтаж и работа на экскаваторе – гиганте ЭРШРД-5000. Отбор в бригаду Анатолия Шишлова был строгим, но Ивана Лугового, работающего машинистом экскаватора и имеющего диплом горного инженера, сразу приняли. В бригаде Анатолия Шишлова подобралась сильная команда. Это старшие машинисты Н.И.Лыба, И.П.Луговой, Ю.И.Таловский, В.П.Бутров, а также многие машинисты хода, бункера, погрузки, электрики, помощники машинистов. Всего в монтаже участвовало свыше трехсот человек. А Иван Луговой был в числе первых. Именно ему поручили управлять экскаватором высотой в двадцатиэтажный дом и весом свыше пяти тысяч тонн при перегоне его с монтажной площадки в угольный забой. Работники разреза, кто с восторгом, а кто и с тревогой смотрели, как передвигался этот живой мастодонт из металла. Не забыть того волнующего момента, когда роторное колесо экскаватора закрутилось, и первые тонны угля посыпались в железнодорожный вагон. Эта трудовая победа горняков Экибастуза стала главным событием в стране накануне 26 съезда КПСС. А потом были промышленные испытания экскаватора, доводка и усиление его узлов и напряженная работа по добыче угля. Дружный коллектив бригады А.А.Шишлова каждый год наращивал добычу угля, а в 1981 году добыл наибольшее количество угля за всю историю Экибастузского бассейна –8 миллионов 172 тысячи тонн. Все это стало легендой, яркой страницей в истории Экибастуза. В последующие годы Иван Петрович Луговой работал начальником комплекса по монтажу роторных экскаваторов, председателем профсоюзного комитета, секретарем партийной организации разреза «Богатырь».А последние десять лет он в должности заместителя главного инженера занимался вопросами охраны труда и техники безопасности. 22 февраля 2007 года Иван Петрович Луговой ушел на заслуженный отдых. Он – Почетный шахтер, Почетный работник угольной промышленности Казахстана, удостоенный многих ведомственных наград, весьма известный в Экибастузе человек, он внес существенный вклад в становление и развитие разреза «Богатырь».

Земля Экибастузская вырастила более четырехсот полных кавалеров знака «Шахтерская слава». Среди них четыре женщины.

Это – Шакар Ахмедьяновна Амержанова, Валентина Николаевна Дубровина, Нина Федоровна Медынская и Галина Денисовна Павлова. Они не только великие труженицы, но и матери, хранительницы домашнего уюта. Многие годы они работали в две смены, на работе и еще дома. Мне удалось познакомиться только с одной из них. Это Валентина Николаевна Дубровина.. Она приехала в Экибастуз в 1955 году. Трудовую жизнь начала стрелочницей. Затем трудилась дежурной по посту и дежурной по станции. И все это на разрезе «Северном».Трудовой отпуск - всего 12 дней в году. Так, в трудовых буднях прошли годы и десятилетия. Валентина Николаевна вырастила троих детей, которые стали взрослыми и в поисках счастья разъехались по необъятной стране. А Валентина Николаевна давно убедилась, что ее счастье в Экибастузе, где она прожила уже полвека, где ее все знают , где есть с кем встретиться, поговорить, вспомнить, посоветоваться. Здесь она у себя дома.




 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Реклама

Книги