Разрез «Восточный» - его судьба

Он - живая история разреза «Восточный». Сюда его пригласил на работу первый директор еще строящегося предприятия Владимир Устинович Аксиньин. Здесь он трудился еще до сдачи предприятия в эксплуатацию, продолжает работать и сегодня. И все годы он был и остается одним из ведущих работников разреза – заместитель директора по производству.


Александр Иванович Кузьменко родился и вырос в семье сельских учителей в ауле Аманжол Костанайской области. Тогда, в 1949 году это было село село Ново-Барвиновка Урицкого района. Среднюю школу закончил в райцентре Урицком. Его два старшие брата окончили Нижне-Тагильский горный техникум, стали горняками. И младшему братишке посоветовали присоединиться к славному племени горняков. Александр Кузьменко поступил на вечернее отделение Рудненского филиала Казахского политехнического института им. В.И.Ленина по специальности «Технология и комплексная механизация открытой разработки месторождений полезных ископаемых». Одновременно он работал электриком. Когда открылось дневное отделение, то он перевелся туда. В 1974 году Александр Кузьменко закончил учебу и получил диплом горного инженера. Почти половину выпускников – открытчиков в тот год были направлены в комбинат «Экибастузуголь». Среди них был и Александр Кузьменко. Здесь начал свою горняцкую биографию горным мастером на разрезе «Южный».
Богатырский размах угольных разрезов Экибастуза вдохновлял и окрылял молодого специалиста. Но уже через два месяца его забрали в армию, служил в Волгоградской области. Мог бы там и остаться, но вернулся в знойный летом и морозный зимой Экибастуз, который пленил его своей молодостью и энергетикой. Работал горным мастером на разрезе «Центральный». Через два года его назначили заместителем начальника участка буровзрывных работ. Сюда назначают только ответственных и дисциплинированных работников. Таким себя и проявил Александр Кузьменко. А через два года он возглавил этот участок, а еще через два года - добычной участок №1 разреза «Центральный». В 1981 году, спустя всего шесть лет после возвращения в Экибастуз его назначили заместителем директора по производству разреза «Центральный» производственного объединения «Экибастузуголь».
Когда начали строить разрез «Восточный» с уникальной технологией и проектной мощностью 30 млн. тонн угля в год, то Александр Иванович Кузьменко в силу особенностей характера не мог оставаться сторонним наблюдателем. Он переводится в разрезостроительное управление № 2 производственного объединения «Экибастузуголь» заместителем начальника управления по производству. Размах стройки, предельно напряженный ее ритм захватили А.И.Кузьменко. Он, как горный инженер, был влюблен в эту гигантскую стройку, в которой воплощались многие технологические мечты. А когда приблизилось к завершению строительство первой очереди разреза, то он из РСУ-2 переходит в предпусковую дирекцию разреза «Восточный» ПО «Экибастузуголь». Ее директор Владимир Устинович Аксиньин принял А.И.Кузьменко в свою управленческую команду заместителем директора по производству. А этого надо было заслужить. В сентябре 1985 года первая очередь разреза «Восточный» была сдана в эксплуатацию, создана новая производственная единица – угольный разрез «Восточный». И Кузьменко А.И. переводится туда в прежней должности заместителя директора по производству. На конец 1985 года было запланировано добыть 700 тысяч угля, а фактически добыли 2,29 млн. тонн угля. Выполнение плана на 326 %. Он, Кузьменко Александр Иванович нес ответственность за выполнение плана по добыче угля нового разреза. За высокие производственные показатели, самоотверженный труд Кузьменко Александр Иванович в 1986 году награждён знаком «Шахтёрская слава» III степени.
Каждый год сдавали еще одну очередь разреза мощностью 7,5 млн. тонн угля в год каждая. На разрезе освоена уникальная технология ведения горных работ в условиях незначительной протяжённости добычных фронтов, когда нарезка нового горизонта осуществляется самим роторным экскаватором и совмещена с производством добычных работ. Уголь поступает на технологический склад, где для усреднения зольности угля укладывается послойно в штабель Усредненный уголь, отгружаемый потребителям, в каждом вагоне имеет ровные и стабильные характеристики. О том горячем времени сегодня Александр Иванович Кузьменко вспоминает с улыбкой, хотя тогда было не до улыбок. «Новую мощную технологию и технику необходимо было приспособить к сложным условиям разреза «Восточный».- Рассказывает заместитель директора по производству. – Было трудно. Морозы, перепады температуры, налипание на ленту весной и осенью – все это сказывалось на работе импортной техники. Опыта не было. Решалось все на ходу. Рационализаторские предложения сыпались как из рога изобилия». А.И. Кузьменко всячески поддерживал творческих работников, с ходу внедрялись рацпредложения. К тому же он и сам был активный рационализатор. В 1987 году за успешное внедрение прогрессивной поточной технологии добычи с транспортировкой угля ленточными конвейерами и усреднительно-погрузочного комплекса А.И.Кузьменко был награждён бронзовой медалью ВДНХ СССР.
В декабре 1988 года сдана в эксплуатацию последняя, четвертая очередь разреза. Быстро росли планы по добыче угля и освоению проектной мощности разреза. Коллектив разреза был новым, и многое зависело от умения организовать людей, мобилизовать их на выполнение поставленных задач, превратить в единый сплочённый горняцкий коллектив, работающий с полной отдачей. До распада страны не было года, чтобы не был выполнен план освоения проектной мощности. В 1991 году разрезом «Восточный» при плане 21 млн.тонн угля было добыто 21,67 млн. тонн. В 1996 году разрез «Восточный» вошёл в состав акционерного общества «Евроазиатская энергетическая корпорация». Многое пришлось переосмыслить, выходить на новый рыночный уровень производственных отношений. Но всегда неизменным условием было - выполнение плана. И заместитель директора по производству Кузьменко Александр Иванович неизменно нес ответственность за добычу и отгрузку угля в плановом количестве. И, несмотря на трудности, которых всегда немало, уголь выдавался «на - гора» в требуемом объёме. Как зазубрины, остались в памяти юбилейные даты добычи разрезом угля с начала его эксплуатации. 31 августа 1989 года – добыто 50 млн. тонн, 6 февраля 1992 года – 100 млн. тонн, январь 1998 года - 200 млн. тонн, февраль 2004 года - 300 млн. тонн, январь 2007 года - 350 млн. тонн угля. И за всеми этими миллионами – прожитые годы.
В 2005 году разрез «Восточный» АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» торжественно отметил своё 20-летие. Наградами и ценными подарками были отмечены многие работники разреза. А заместителю директора по производству Кузьменко Александру Ивановичу - за многолетний, самоотверженный труд, воспитание подрастающего поколения горняков, большой личный вклад в развитие производства были вручены ключи от автомобиля ВАЗ «Нива». Руководители компании знали, что Александр Иванович страстный охотник и рыбак. Всё свободное время, которого бывает мало, он с друзьями или с семьёй любит выезжать на природу. И автомобиль «Нива» помогает ему преодолевать степное бездорожье.
За годы работы на разрезе «Восточный» А.И. Кузьменко за отличную работу по организации производства, выполнение и перевыполнение плановых заданий, наставничество многократно награждался Почётными грамотами, заносился на Доску Почёта разреза, поощрялся ценными подарками, денежными премиями. В 1996 году Александру Ивановичу Кузьменко за многолетнюю безупречную работу, большой вклад в развитие Экибастузского угольного бассейна было присвоено высокое звание «Почётный шахтёр». А главное – это уважение многих работников разреза, которое можно добиться лишь высоким профессионализмом, деловыми и доброжелательными отношениями с коллегами по работе.
Когда Александр Иванович на смотровой площадке показывает гостям разрез «Восточный», то невольно ловит себя на мыслях о красоте угольного разреза, который был создан талантом, умом и руками людей, беззаветно преданных делу, о том, что сплоченный коллектив людей, вооруженный мощными машинами, может творить чудеса. Разрезу «Восточный» он отдал более двадцати лет жизни, здесь в полной мере он познал радость профессионального мастерства, выполненного долга. Разрез «Восточный» стал его судьбой. Здесь воплотились в жизнь его мечты.



Илтай Сардарбекович Султанов, заместитель директора по вскрышным работам разреза «Восточный», еще в школе мечтал стать горным инженером, чтобы несметные богатства недр казахской степи поставить на блага и процветание своего народа. И как он был рад, когда узнал, что прошел по конкурсу и зачислен на горный факультет Рудненского индустриального института. Это было сразу после окончания средней школы. А специальность он выбрал самую востребованную – «Технология и комплексная механизация открытых горных работ». При распределении его направили в ПО «Экибастузуголь».
Трудовой путь Илтай Султанов начал в 1979 году горным мастером на вскрышном разрезе «Степной». Уже через два года его, грамотного, энергичного и ответственного горного инженера, назначили начальником участка отвальных и вскрышных работ, а еще через пять лет - главным инженером разреза «Степной». В те годы это был самый крупный вскрышной разрез в угольной промышленности СССР. Здесь трудились свыше трех тысяч человек, которые обслуживали 55 экскаваторов. Разрез «Степной» вел вскрышные работы для двух самых крупных разрезов «Богатырь» и «Восточный», а также вскрывал поле № 9 для разреза «Северный». За десять лет работы Илтая Сардарбековича Султанова главным инженером объем вскрышных работ вырос с 39 до 45 млн. кубометров породы. И это при тех огромных экономических трудностях, которые возникли в связи с распадом страны.
Сегодня Илтай Сардарбекович Султанов несет ответственность за вскрышные работы на разрезе «Восточный». В его подчинении 450 человек. На вскрыше работают 12 экскаваторов, на отвалах – 10, и 2 – на щебеночном карьере. За десять лет, с 1996 по 2006 годы, объемы вскрышных работ выросли в три раза, с 8 до 24 млн. кубометров породы. Это значит, что разрез может наращивать добычу угля. А впереди у вскрышников еще более грандиозные задачи.
За доблестный труд, большой вклад в развитие вскрышных работ в Экибастузском бассейне и разрезе «Восточный» Илтай Сардарбекович Султанов в 2006 году был награжден орденом «Курмет». Ранее его многолетний труд был отмечен знаками «Шахтерская слава» 2-й и 3-й степеней. А дома Илтая Сардарбековича ждет любящие его супруга Галия Телеуовна и трое детей.


За достижение высоких производственных показателей в работе, творческое отношение Кавалер ордена «Курмет» Тагир Джумабекович Джармухамбетов в родился и вырос в шахтерской семье в Кузбассе, в городе Белово Кемеровской области. Его отец Жумабек погиб в шахте. Мать Мастура с двумя детьми в 1964 году переехала в Экибастуз. Здесь Тагир поступил в ГПТУ-43. Получив специальность газоэлектросварщика 17-летний Тагир начал свою трудовую деятельность. Но вскоре его призвали в армию. Служил в Монголии, строил промышленные предприятия. Там ему пригодилась профессия газоэлектросварщика. После армии в 1970 году работал сварщиком на монтаже новой техники на Иртышском угольном разрезе № 5/6. Когда увидел мощные роторные экскаваторы, то загорелся идеей стать машинистом экскаватора, управлять этой огромной машиной Он окончил курсы и перешёл работать на Иртышский угольный разрез №2 (с 1971 года разрез «Западный») помощником машиниста экскаватора. SRs(K)- 470 № 11 в бригаду уже известного бригадира Гарри Мозера. Здесь он прошел замечательную школу этого прославленного бригадира, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Экипаж этого роторного экскаватора ежегодно добывал до 3 млн. тонн угля в год, а в 1979 году добился наибольшей нагрузки 3,89 млн. тонн. У Гарри Мозера Тагир Джармухабетов научился бережному отношению к дорогостоящей технике, как правильно эксплуатировать экскаватор, снижать его простои, как своевременно и качественно делать ремонт, творческому отношению к работе. Здесь он вырос до машиниста экскаватора, был награждён медалью «За трудовое отличие», знаками «Шахтерская слава» 3-й степени и «Победитель соцсоревнования». Он был соавтором ряда рационализаторских предложений. Ему было присвоено звание « Почётный работник угольной промышленности».
А в 1989 году Тагира Джармухабетова пригласили работать на разрез «Восточный». Здесь он Тагир Джумабекович Джармухамбетов проявил себя как опытный машинист роторного экскаватора, любящий свое дело. И эта любовь порождает творческий подход, поиск новых, более эффективных технических решений. Рационализатор Тагир Джармухабетов не только предлагал, как сделать лучше, но и сам руководил внедрением. Его богатейший практический опыт , умение рацпредложение подкрепить техническими расчётами позволяли ему не раз добиваться успеха.к делу, воспитание молодых горняков Тагир Джумабекович Джармухамбетов в 2004 году был награждён орденом «Курмет». Он, полный кавалер знака «Шахтерская слава», является ярким примером для подражания для молодого поколения горняков разреза «Восточный».


Самат Иргебаевич Сатанов, заместитель главного инженера по буровзрывным работам по праву считает Экибастузскую землю родной. Ведь он родился в совхозе Аккольском, всего около ста километров от Экибастуза. А что для джигита сто километров – совсем рядом. Его отец Иргебай Аманжолович Сатанов, известный в Экибастузском бассейне горняк –экономист. Он многие годы проработал на предприятиях ПО «Экибастузуголь», главным экономистом, а в последние перед пенсией годы - начальником отдела труда и заработной платы производственного объединения. В семье только и разговоры были об угле да разрезах. В такой вот горняцкой среде рос сын Самат. И когда встал вопрос о выборе профессии , то Самат заявил, что хочет стать хочет стать горняком. Отец сказал , что шахтерский труд нелегкий, посоветовал поработать на разрезе и тогда окончательно решить вопрос о выборе профессии. И сын Самат по совету отца год отработал горнорабочим разреза «Северный» и затем поехал учиться в Караганду в политехнический институт, поступил на горный факультет по специальности «Технология и комплексная механизация добычи угля». В 1985 году, окончив институт, молодой горный инженер Самат Сатанов вернулся в Экибастуз. Решил работать на разрезе «Восточный», но вакантных мест на инженерную должность в тот момент не оказалось. И Самат устроился электрослесарем на монтаже роторного экскаватора, а вскоре его перевели горным мастером на участок «Технологический комплекс разреза».
На следующий год его перевели на участок буровзрывных работ, где он десять лет десять лет проработал горным мастером, в совершенстве овладел искусством разрушения горного массива буровзрывным способом. В 1996 году его назначили начальником участка БВР, а в декабре 2005 года – заместителем главного инженера по буровзрывным работам. Это очень ответственный участок работы. Ежедневно на разрезе взрывается 60 тонн взрывчатки, ослабляется 39 миллионов кубометров горного массива. От мастерства ведения буровзрывных работ напрямую зависит эффективность работы экскаваторов. На разрезе круглосуточно работают 13 буровых станков, из них 7 – на вскрыше, 5 – на угле и один - в щебеночном карьере. Ежегодно растут объемы буровых работ, идет пополнение парка буровых станков. А труд взрывника очень опасный, требующий максимального сосредоточения, строжайшего соблюдения правил безопасности. На участке БВР трудятся подлинные мастера своего дела. Это машинисты буровой установки Олег Александрович Гончаров и Бекмухан Мысанов, взрывник Кажигали Капанов. «Они не только хорошие работники, но и, что не менее важно, хорошие люди», - говорит Самат Иргебаевич Сатанов. О себе он рассказывает охотно. У него прекрасная семья, любимая супруга Гульзия, которой он гордится. Она - преподаватель Экибастузского политехнического колледжа, Почетный работник угольной промышленности Казахстана. Самат Иргебаевич убежден, что он счастливый человек. Счастье его – это его родители, жена, дети, родственники, близкие люди, которых он очень любит. Любят и они его, потому как такого человека не любить просто невозможно. Его жизненная позиция – делать людям добро при жизни. «Топитесь делать людям добро, и оно к вам непременно вернется».- Призывает он. Родная земля, родной разрез придают ему силы. Такие люди, как Самат Иргебаевич Сатанов, украшают наше общество, делают жизнь более радостной и светлой.

У начальника участка №2 Ауесхана Абеновича Серикбаева сравнительно простая биография. Средняя школа, учеба на горном факультете Алма-Атинского политехнического института и работа в Экибастузском угольном бассейне. В 1986 году он, молодой горный инженер – электромеханик, по направлению прибыл в Экибастуз. Его назначили электромехаником на новый разрез «Восточный». Масштаб и размах горных работ, уникальные поточная технология добычи угля с конвейерным транспортом и усреднительно – погрузочный комплекс – здесь все было новым словом в горном деле. Работа в самом передовом предприятии - что может быть благодатнее для молодого специалиста? Электрооборудование гигантских роторных экскаваторов, протяженных конвейерных линий стали каждодневной заботой электромеханика Ауесхана Серикбаева. Хозяйство огромное, ответственность высокая. И он работал усердно, старался оправдать доверие. Разрез «Восточный» быстро наращивал добычу угля, осваивал проектную мощность вводимых новых очередей, ежегодно перевыполнял плановые задания. Спустя 6 лет его назначают заместителем, а еще через 4 года - начальником добычного участка №2. Тогда коллектив участка и добывал, и транспортировал уголь на поверхность. Вот уже более десяти лет Ауесхан Серикбаев возглавляет участок №2, который после реорганизации стал участком конвейерного транспорта. Сегодня в его хозяйстве 9800 метров магистральных и подъемных ленточных конвейеров, которые должны работать и в весеннюю распутицу, и в зимние метели. Непрерывную работу конвейеров обеспечивает коллектив из 112 человек. Среди лучших работников участка №2 Ауесхан Серикбаев называет механиков Т.М.Мусинова и А.Н.Мичко, бригадиров О.Р.Рахимжанова и Р.Б.Амренова. Каждый год горные работы на разрезе углубляются, растет и протяженность подъемных конвейерных линий. Чтобы повысить надежность используемой техники, работники участка регулярно производят ремонт оборудования, обновили систему автоматики. В каждой тонне добытого на разрезе угля есть труд и работников участка №2, который возглавляет опытный инженер, Почетный шахтер, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Ауесхан Абенович Серикбаев.


Ержан Файзуллович Жаманов родом из Сибири, но, прослышав о богатырских успехах горняков Экибастузского угольного бассейна, приехал сюда летом 1983 года. В этот год разрез «Богатырь» вышел на проектную мощность 50 млн. тонн угля в год, в городе Экибастуз родился стотысячный житель города. А Ержана Жаманова приняли слесарем – монтажником. В составе большого коллектива он монтировал роторный экскаватор SRs(k)-2000 № 4107 для нового разреза «Восточный», который еще только строился. Экскаватор был создан в ГДР специально для сложных условий Экибастузского бассейна. Ержан удивлялся человеческому гению, создавшему такую огромную машину весом более двух тысяч тонн, способной в час отгрузить тысячи тонн угля. Он одновременно работал и учился на курсах слесарей монтажников по сборке роторных экскаваторов. А после сдачи экскаватора в эксплуатацию работал на нем помощником машиниста. Осталось памятным 19 сентября 1985 года, когда этим экскаватором были добыты и отгружены первые тонны нового разреза «Восточный». Сохранилась фотография бригады, где рядом с бригадиром Юрием Ивановичем Голоусом стоит молодой жизнерадостный Ержан Жаманов. Немало времени прошло с тех пор. Но теперь, когда смотрит Ержан на эту фотографию, то сразу наплывают воспоминания тех ставшей легендой лет, когда создавался разрез «Восточный». Шли годы, Ержан заочно окончил горный техникум, стал машинистом экскаватора, бригадиром. А потом ему пришлось монтировать и перегонять еще один роторный экскаватор. Сейчас Ержан Файзуллович Жаманов машинист по отгрузке, а бригаду возглавляет Юрий Викторович Путилов. Коллектив бригады сильный, работает стабильно, выполняет и перевыполняет плановые задания.
За многолетний добросовестный труд Ержан Файзуллович Жаманов награжден знаками «Шахтерская слава» трех степеней.

На разрезе «Восточный» трудятся немало выходцев из Урала. Сегодня они все патриоты Экибастуза, становлению которого отдали многие годы жизни. Уральцем является и Михаил Николаевич Федоров, машинист роторного экскаватора SRs(k)-2000 № 4107. Он участвовал в сборке этой замечательной машины. Это было в 1982 году. А потом, вот уже четверть века, добывает уголь на этом же экскаваторе. Эту огромную машину обслуживает бригада из 6 человек – 3 машиниста и 3 помощника. Сегодня в состав экипажа этой «боевой машины» входят – машинист добычи Алексей Будаев, машинист погрузки Виталий Исхаков и машинист электрооборудования Михаил Федоров. Работают они слаженно, хорошо понимают, чувствуют машину. Алексей Будаев и Виталий Исхаков - молодые машинисты. А самый опытный – Михаил Федоров. Путь его к роторному экскаватору был непростым. Окончил он Уральский электромеханический институт и был направлен в Экибастуз, где работал в локомотивном депо помощником и мастером ПТО. Три года отработал и перешел на монтаж роторного экскаватора. По завершению монтажа был назначен машинистом экскаватора. В последующие годы его назначали механиком добычного участка, но, поработав, он вернулся на свой роторный экскаватор. За прошедшие годы роторным экскаватором SRs(k)-2000 № 4107 было добыто около ста миллионов тонн угля, и в этой угольной горе есть доля и замечательного мастера, инженера – электромеханика, машиниста экскаватора Михаила Николаевича Федорова. Здесь в Экибастузе Михаил Федоров встретил свою любовь. Его супругу Галину Михайловну в Экибастузе хорошо знают. Она – врач, акушер-гинеколог, многие годы работает в городском роддоме. Галина Михайловна помогла появлению на свет буквально тысяч экибастузцев. У Федоровых два сына – Евгений и Дмитрий, оба учатся в Томском государственном университете. Евгений – аспирант, специалист по лазерной технике, а Дмитрий еще студент. Этот год у Михаила Николаевича – юбилейный, ему исполнилось пятьдесят. И дети к юбилею подарили ему внука Семёна и внучку Настю. А дедушка Михаил Николаевич Федоров, Почетный шахтер, полный кавалер знака «Шахтерская слава» еще полон сил, и послушно трудится в его руках могучий экскаватор на благо компании, Экибастуза и всего Казахстана.



Экибастузский угольный бассейн обладает огромным магнетизмом, притягивает к себе людей, казалось бы, далеких от горного дела, делает их участниками огромного трудового подвига во имя процветания народа Республики Казахстан. Таким является Мурат Амангельдинович Каиргельдин, машинист роторного экскаватора разреза «Восточный». Он родился и вырос в совхозе им. Чкалова, ныне Муткенова, недалеко от Павлодара. Окончил Павлодарский сельхозтехникум. После армии в 1980 году вернулся в совхоз, но осенью переехал в Экибастуз. Здесь пять лет работал в «Казпромтехнике», монтировал экскаваторы. В 1985 году после сдачи первой очереди разреза «Восточный» стал помощником машиниста роторного экскаватора SRs(k)-2000 № 4107, участвовал в добыче и погрузке первой тонны угля в счет добычи нового разреза. Теперь, глядя на фотографию тех лет, где он - молодой, улыбающийся вместе с бригадиром Юрием Голоусом и коллегами по бригаде. Прошло 22 года. Мурат Каиргельдин работал на том же экскаваторе, учился, стал машинистом, а затем бригадиром-машинистом Он участвовал в сборке этого экскаватора, давно работает на нем, хорошо знает машину, каждый узел, при необходимости во время приходит на помощь. А экскаватор год за годом выдает новые миллионы тонн угля. Летом с учетом падения спроса на уголь у них сниженный план на участок – 1,2 млн. тонн угля. В мае их экскаватор добыл свыше 700 тысяч тонн угля. Разрез «Восточный» изменил жизнь Мурату Амангельдиновичу Каиргельдину, накрепко привязал его к себе и ветеран об этом не жалеет.



Кенжехан Асылбекович Алпысбаев родился и вырос в многодетной шахтерской семье. Отец Асылбек Алпысбаев, чтобы прокормить шестерых детей, работал забойщиком на руднике по добыче полиметаллических руд, а мать Зайкел ухаживала за детьми и домашним скотом. Жили они в посёлке Джусалы Баянаульского района Павлодарской области. В 1957 году семья Алпысбаевых переехала в .Экибастуз. В 1973 году Кенжехан окончил среднюю школу. Продолжил учебу на горном факультете Ленинградского горного института. По окончании горного инженера - геофизика Кенжехана Алпысбаева направили в трест «Пермнефтегеофизика», где он работал геофизиком по взрывным работам в полевой партии до мая 1985 года. Здоровье родителей, в особенности матери, ухудшилось и Кенжехан Алпысбаев был вынужден вернуться в Экибастуз.
3 июня 1985 года его приняли на разрез «Восточный», где работал слесарем-ремонтником, мастером, бригадиром комплексной бригады пункта погрузки. Высокая дисциплина труда, глубокие теоретические знания Кенжехана Алпысбаева, его умение работать с людьми были замечены и в 1999 году его назначили начальником участка «Технологический комплекс». Вот уже восьмой год он трудится в этой должности, отвечает за усреднение и отгрузку угля разрезом потребителям. Он несет ответственность за работу погрузочных пунктов, качество отгружаемого угля. В его подчинении двести человек. У него хорошие помощники – Сергей Евстегнеев и Марат Анапьянов. Своей энергией, трудолюбием и инициативой Кенжехан Асылбекович заслужил уважение, как работников участка, так и руководства разреза. Его слова никогда не расходятся с делом. Разрез «Восточный» отличается высоким качеством отгружаемого угля и в этом немалая заслуга коллектива участка «Технологический комплекс» во главе с его начальником Кенжеханом Асылбековичем Алпысбаевым. Все производственные задания коллектив участка технологического комплекса разреза, руководимый Кенжеханом Асылбековичем, выполняет точно и в срок и с отличным качеством.
За многолетний добросовестный труд, высокие показатели, достигнутые участком «Технологический комплекс» Кенжехан Асылбекович был награжден тремя знаками «Шахтёрская слава», почётным знаком ЕПА «За трудовую доблесть». В 2005 году Указом Президента РК Кенжехан Асылбекович Алпысбаев награждён медалью «Ерен енбегi ушiк».
Кенжехан Асылбекович отличается не только деловыми качествами, но и широкой душой, открытой людям, он всегда готов протянуть руку помощи. На участке отличный микроклимат. И это тоже его заслуга. У него прекрасная семья, он воспитывает четверых детей. Вот такие замечательные люди трудятся на разрезе «Восточный».

Династия Муваракшиных в Экибастузе широко известна. Еще в 1951 году бывший фронтовик Василий Муваракшин вместе с семьей переехал из Павлодара в небольшой поселок Экибастуз. Здесь неподалеку велось строительство первой очереди Иртышского разреза №1. И Василий Муваракшин стал машинистом трехкубового экскаватора СЭ-3, принял активное участие в строительстве разреза, первая очередь которого мощностью 1,5 млн. тонн угля в год была сдана в эксплуатацию в конце 1954 года. Василий Муваракшин был в числе первых экскаваторщиков, добывающих за год миллион и более тонн угля. Чтобы добыть такое количество угля трехкубовым экскаватором требовалось высокое мастерство, трудолюбие и упорство. А его сын Валентин Муваракшин после окончания школы в 1963 году сразу же пошёл работать электрослесарем в электроцех. Уже через год работы Валентин Муваракшин получил первую благодарность за хорошую работу. После службы в Советской Армии устроился на строящийся Иртышский угольный разрез №5/6 на монтаж роторного экскаватора. А спустя три года его назначают машинистом роторного экскаватора. Валентин Муваракшин, как и его отец, не мог работать плохо. Его звено всегда было брели лучших. За высокое мастерство и отличную работу на разрезе «Богатырь» он был награждён тремя знаками победителя соцсоревнования, неоднократно поощрялся ценными подарками.
Когда заканчивалось строительство первой очереди нового уникального по техническому решению разреза «Восточный» Валентина Муваракшина, как опытного специалиста, решением руководством объединения «Экибастузуголь» перевели на строящийся разрез. В мае 1985 года небольшая группа специалистов, настроенных на победу, и стала костяком коллектива участка добычных работ разреза «Восточный». Среди них был машинист роторного экскаватора В.В.Муваракшин. Уже 8 октября1986 года на «Восточном» была добыта 10-миллионная тонна угля. Ее добыла бригада роторного экскаватора СРс(К)-2000 № 4108 (бригадир А.И.Прокопович, машинист В.В. Муваракшин). За значительный вклад в опережающее освоение мощностей разреза «Восточный», освоение новой технологии и техники Валентин Муваракшин был награждён знаками Шахтёрской славы II и III степеней, Почётным дипломом МУП ССР и ЦК профсоюзов, занесён в книгу Почёта разреза. Ему было присвоено звание «Лучший по профессии», «Мастер механизатор угольной промышленности». Он был избран депутатом Всесоюзного съезда угольщиков в г.Донецк. В 2006 году полному кавалеру знака «Шахтерская слава» Валентину Васильевичу Муваракшину было присвоено звание «Почетный шахтер»
Достойно продолжают славные традиции деда Василия и отца Валентина трудятся на участке добычных работ разреза «Восточный» – машинистом и помощником машиниста роторного экскаватора Сергей и Денис Муваракшины. Сергей - горный инженер, но в первую очередь хочет проявить достойно себя, как машинист экскаватора. Сказывается горняцкая наследственность. А отец, Валентин Васильевич уверен в детях. Он знает, что они не подведет род Муваракшиных.

Полный кавалер знака «Шахтерская слава», машинист экскаватора Александр Николаевич Волков приехал в Экибастуз совсем юнцом в 1970 году. Тогда ему исполнилось всего пятнадцать лет. Приехал из Алтайского края, известного своей прекрасной природой. Родом Саша Волков из села с красивым поэтическим названием Малиновое озеро. До сих пор с тоской вспоминает Александр Николаевич родные места. А тогда приехал он в Экибастуз в поисках работы, поступил в училище ГПТУ № 163, выбрал специальность машиниста экскаватора. Нравились ему эти громадные машины, и он хотел управлять ими. Окончив учёбу, он был направлен помощником машиниста экскаватора на разрез «Центральный».Это было в 1973 году. Работал и мечтал, вот бы увидели сельчане из Малинового озера его, Сашку Волкова, управляющего таким огромным экскаватором.
А через год его призвали в армию. Отслужив два года, вернулся в Экибастуз, устроился на работу помощником машиниста экскаватора ЭКГ-10У на участок отвальных работ разреза «Степной».А через год на разрез поступил экскаватор ЭКГ-12,5 Ижорского завода. Увидел Александр этого гиганта - красавца и попросил перевести его работать на нем. Этот экскаватор стал его судьбой. Менялось название разреза, а потом и владельцы, но неизменно вот уже тридцать лет Александр Николаевич Волков трудится на одном и том же экскаваторе. С 1985 года он – машинист экскаватора. В 1996 году горный участок, где работала бригада Волкова, был передан разрезу «Восточный». Экскаватор работает на отвалах, то есть из привезенной породы вскрыши формирует отвалы. И Александр Николаевич Волков, укладывая породу в отвалы, вспоминает родное село Малиновое озеро и Алтайские горы. И потому отвалы, созданные простым пареньком из Алтайского края, необыкновенно высокие, свыше 30 метров, и всегда как то по особенному привлекательные. Александр Волков и все члены его бригады любят экскаватор, заботятся о нем, ремонтируют, и он их не подводит. Бригада регулярно выполняет месячные задания. За год принимает и укладывает в отвалы свыше 4 миллионов кубометров вскрышных пород.

Почетный шахтер, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Валентин Владимирович Перов более десяти лет работает слесарем по ремонту подвижного состава в депо разреза «Восточный».
Он родом из сельской глубинки Полтавской области в Украине. Но судьба его накрепко связала с горняцким городом Экибастуз, где он живет уже около полувека. На его глазах рос и хорошел город. А Валентин Перов после окончания училища работал в Северном ПТУ сначала помощником машиниста электровоза, а в последующем с 1978 года машинистом. Работал на различных локомотивах, начинал - на чехословацких, затем - на немецких, а в последующем трудился на отечественных П-2М и ОПЭ-1. Опыт накопил немалый. В 1995 году перешел на разрез «Восточный». Считает, что важнейшими качествами машиниста локомотива являются его профессиональное мастерство, чувство ответственности, умение в нестандартных ситуациях быстро принимать решение. И ему пришлось пережить подобные испытания, когда все зависит от быстроты реакции, правильного решения и ответственности машиниста. Сейчас он передает свой богатый опыт молодому поколению. На разрезе «Богатырь» работает старшим инженером его старшая дочь Наталья, а на «Восточном» - младшая Алена.

Почетный шахтер, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Гильдебрант в Экибастуз приехал в 1985 году из Петропавловской области. Тогда из печати он узнал, что открывается новый разрез «Восточный», нужны рабочие различных специальностей. И решился переехать в Экибастуз, начать новую жизнь. Тогда он окончил курсы, получил специальность машиниста бульдозера. И вот уже 22 года работает бульдозеристом на разрезе – зачищает площадки под бурение, трассы под железнодорожный путь, нарезает пути для прокладки ленточных конвейеров и пр. Первые 12 лет он работал на отечественном бульдозере Т-330, а последние десять лет - на бульдозере всемирно известной Американской компании «Катерпиллер».Техника мощная, надежная , маневренная, удобная. Сергей Александрович любит эту замечательную машину, хорошо ее изучил, знает ее возможности, ухаживает за ней, и она его никогда не подводит. Он всегда выполняет и перевыполняет плановые задания, один из лучших бульдозеристов разреза.

Машинист-инструктор локомотивной бригады Николай Михайлович Савельев родился и вырос в Уральском городе Коркино. Недалеко расположен самый глубокий угольный разрез – Коркинский. На нем после окончания школы и началась трудовая биография уральского паренька Николая Савельева. Работал он учеником слесаря-ремонтника, затем слесарем. Тогда, в конце 60-х глубина Коркинского разреза уже достигала пятисот метров, и добывать здесь уголь было нелегко. В 1973 году Николай приехал в Экибастуз погостить к дяде, помощнику машиниста экскаватора. Тот показал ему разрез «Богатырь». Николай был поражен огромной мощностью угольных пластов, небольшой глубиной их залегания, размахом горных работ, применяемой техникой., После службы в армии, молодой и неженатый Николай Савельев решил остаться в Экибастузе. Устроился сварщиком, а на следующий год познакомился с агрегатом переменного тока ОПЭ-1 , и чем то эта могучая машина мощностью 2000 лошадиных сил ему приглянулась, задела его сердце. И он поступил на курсы машинистов тяговых агрегатов, стал работать помощником машиниста электровоза. Через два года стал машинистом. Работа машиниста тягового агрегата ОПЭ-1 сложная и ответственная, случайные люди здесь не задерживаются, остаются самые стойкие, ответственные и трудолюбивые. Таким и был всегда машинист подвижного состава Николай Савельев. 14 лет он перевозил уголь и вскрышные породы. Он всегда помнил, что от работы транспорта в значительной степени зависел успех горняков разреза и каждый раз четко, во время подавал порожняк и вывозил груженые вагоны. В 1990году он год проработал заместителем начальника депо по эксплуатации, а затем три года - начальником депо подвижного состава «Фестивальная». В последующие годы был переведен мастером – инструктором локомотивной бригады. Сегодня он руководит 18-ми локомотивными бригадами, оснащенными агрегатами ОПЭ-1, и 6-ю бригадами маневровых локомотивов ТЭМ-2. Он выдает наряды, производит приёмку локомотивов и в течение смены отвечает за их исправность. При возникновении неисправностей Николай Михайлович организует их устранение. Постоянно следит за выполнением технологических процессов, в особенности, по вывозке вскрышных пород, соблюдением правил техники безопасности, помогает ремонтировать технику Хозяйство большое, работы хватает. Но основательность, твёрдость, спокойная уверенность Николая Михайловича Савельева помогает локомотивным бригадам чётко, своевременно выполнять и перевыполнять плановые задания. Накопленные большой практический опыт и знания Николай Михайлович неизменно передает молодежи на курсах подготовки машинистов тягового агрегата ОПЭ-1 в учебном пункте разреза «Восточный» .
За многолетний добросовестный труд Николай Михайлович Савельев был награжден медалью «За трудовую доблесть». Он – Почетный шахтер, Почётный механизатор угольной промышленности , полный кавалер знака «Шахтерская слава».
Его старший сын Денис Савельев пошел по пути отца, после окончания колледжа работает слесарем подвижного состава на разрезе «Восточный». А младший учится в Экибастузском инженерно-техническом институте им. Сатпаева.

Экибастуз славится своими горняцкими династиями. Выросло целое поколение горняков, которые продолжили славные традиции своих отцов. Валерий Михайлович Носачёв является потомственным машинистом экскаватора. Его отец Михаил Данилович Носачёв, один из первостроителей Экибастуза , кавалер знака «Шахтерская слава» многие годы работал на 8-кубовом экскаваторе на первых Иртышских разрезах бассейна. Сын Валерий, уроженец Экибастуза, начал трудовую деятельность с 17-ти лет рабочим монтажного участка. Без отрыва от производства он обучился профессии электромонтажника-силовика и работал до призыва в ряды Советской Армии в 1970 году.
После службы в армии он работал электромонтажником в «Казэлектромонтаж», монтировал роторные экскаваторы СРс(к)-¬ 470 из ГДР. Но в 1976 году Валерий Носачёв окончил курсы машинистов экскаватора и стал работать помощником машиниста. С 1987 года Валерий Михайлович работает машинистом экскаватора. Ему больше по душе одноковшовые экскаваторы. Он считает, что работа на них более живая, разнообразная, чем на роторном экскаваторе. Это погрузка, подсыпка трассы, нарезка съездов, переваливание и пр. 17 лет он проработал на экскаваторе ЭКГ-6,3У, привык к нему, чувствовал его. А два года назад он на участке вскрышных работ № 1 смонтировал экскаватора ЭКГ-12,5 № 4627 и теперь работает на нем машинистом-бригадиром экскаваторной бригады. Коллектив бригады работает на шестом уступе высотой 22 метра и грузит породу в думпкары. Бригада Носачева постоянно работает с перевыполнением плана. За пять месяцев 2007 года при плане 980 тысяч кубометров породы коллектив бригады отгрузил 991 тысячу, перевыполнив план на 11 тысяч кубометров. Многие миллионы кубометров породы отгрузила бригада Носачева за прошедшие годы. Они создают фронт работ для добычников.
Своим каждодневным трудом, преданностью делу Валерий Михайлович показывает хороший пример другим членам бригады. За многолетний добросовестный труд Носачёв В.М. был награждён знаками «Шахтёрская слава» III и II степени, а также Почётным знаком ЕПА «За трудовую доблесть».
А в часы отдыха Валерий Михайлович Носачёв любит в спокойной обстановке почитать книгу, поразмышлять о жизни, а в дни отдыха рыбку половить, а порою и «уточек погонять», так он называет охоту на уток.

У начальника участка по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования (УМДиРО) Гайси Асалгараевича Ганеева богатейший жизненный опыт.
Родился он в многодетной семье рабочего в селе Новоселово Новосибирской области. После окончания школы поступил в Новосибирский сельскохозяйственный институт, с25 августа 1954года в семье рабочего, в семье было семь детей. Гайся был самым старшим среди детей. Проживали Убинского района обл., который закончил в 1976 году. Получил специальность инженера- механика. 14 лет трудился на сельской ниве. Дослужился до главного инженера совхоза «Бородинский» Новосибирской области.
В январе 1989 года он переехал в Экибастуз, где поначалу работал начальником автотракторной службы предприятия тепловых сетей ПО «Экибастузэнерго». А в следующем 1990 году он перешел на разрез «Восточный». Директор разреза Владимир Устинович Аксиньин, познакомившись с трудовой книжкой Гайси Ганеева предложил ему инженерную должность, но тот отказался и попросил рабочую. Уговоры Аксиньина ни к чему не привели, и Гайси Ганеев стал работать дежурным слесарем участка (УМДиРО). Уже вскоре он проявил себя с самой лучшей стороны. Ему поручали ответственные задания по ремонту конвейерных лент, и он их своевременно и качественно выполнял. Уже в конце того же 1990года Гайси Ганеев был переведен сменным мастером. В этой должности он проработал 6 лет. А с 1996 года и по настоящее время возглавляет участок по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования (УМДиРО). Этот участок на хорошем счету у руководства разреза. Все задания по ремонту и замене лент в конвейерных линиях, как в разрезе, так и в щебеночном карьере выполняется качественно и в срок, что говорит о высокой квалификации, как начальника, так и коллектива участка. В производственных отношениях Г.А. Ганеев отличается не только четкостью выдаваемых им заданий, но строгим контролем их выполнения. За качественное выполнение производственных заданий, проявленный при этом высокий профессионализм начальник участка Гайси Асалгараевич, был не раз отмечен администрацией разреза благодарностями и ценными подарками. Он - полный кавалер знака «Трудовая слава»
Гайси Асалгараевич Ганеев пользуется большим уважением в коллективе, что говорит не только о его высоких деловых и организаторских способностях, но и о его высоких человеческих качествах, его душевности. Он в трудную минуту всегда придет на помощь, даст добрый , дельный совет.
Коллектив разреза «Восточный» шефствует над городским детским домом «Умит». У Гайси Асалгараевича Ганеева особое отношения к детям «Умита». Они его любят как доброго шефа-наставника. Он сам придумывает для детей развлекательные программы, проводит вместе с коллегами разреза шефские вечера. Вот такой замечательный человек Гайси Асалгараевич Ганеев. Замечательные у него и две дочки, которые также трудятся на разрезе «Восточный».


Галина Александровна Беляева – председатель совета ветеранов разреза «Восточный». Многие годы она работала начальником учебного пункта, создавала его. За прошедшие годы учпункт подготовил сотни специалистов, от машинистов экскаваторов, конвейеров, отвалообразователей, по управлению штабелеукладчиками, перегружателей, барабанной усреднительной погрузочной машины (БУПМ) до газоэлектросварщиков, стропальщиков и прочих более редких профессий. Она, молодая, активная, настойчивая, работала ревизором по безопасности движения на разрезе «Центральный», директором которого был В.У.Аксиньин. И когда Аксиньин перешел на новый разрез «Восточный», то многих работников с «Центрального» перетянул на новый разрез. Среди них была и Галина Александровна Беляева. На новом разрезе среди прочих одной из самых острых была проблема кадров, и Аксиньин поручил Беляевой создание учебного пункта. Не было учебных и наглядных пособий. Многое пришлось делать своими руками. Нужно было не только обучить, подготовить людей, но и где-то отыскать, набрать их. И Галина Александровна ходила по городу, на остановках расклеивала объявления, на улице, в магазинах, автобусах настойчиво агитировала встречных, прохожих. И учпункт разреза «Восточный» Минуглепромом СССР был признан одним из лучших. И в этом была немалая заслуга Галины Александровны Беляевой. Она награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», знаком «Почетный работник ЕПА».А главное, ее многие на разрезе знают и уважают. Сегодня она на общественных началах постоянно работает с ветеранами разреза. На День Победы, День шахтера, в День пожилых людей она организует встречи, стол, поздравления и подарки. Работает с подшефным детским домом «Умит». После короткой беседы с этой обаятельной женщиной я убедился, что она о разрезе «Восточный» знает буквально все, но в особенности его людей, и о каждом она непременно скажет что-то хорошее, доброе.
На День шахтера здесь отмечают передовиков ведомственными наградами, грамотами, ценными подарками, присваивают почетные звания, гордятся особо отличившимися. А это, прежде всего полные кавалеры знака «Шахтерская слава».Мы уже назвали многих их них, но к 60-летию Дня шахтера хочется вспомнить , назвать и остальных. Это – машинисты экскаватора А.Ф.Быков, В.И.Пономарчук, А.П.Сусленков, Р.А.Хайбуллин, В.Н.Шерегеда, С.Г.Шарипов,машинисты буровой установки Ж.О.Адиев, О.А.Гончаров, начальники участков А.Н.Волков, Б.А.Жакенов, В.Н.Лукин, И.А.Сотсков, машинисты тягового агрегата В.П.Ечкалов, С.А.Золотов, механик С.Б.Ларин, начальник смены В.Г.Пономарев,мастер А.Б.Шаймагамбетов, электрослесарь В.В.Кубасов, слесарь Н.Н.Федорчук. А в День шахтера 2007 года к ним прибавились машинист экскаватора В.В.Муваракшин, главный механик О.Г.Демкин, заместитель главного инженера В.И.Алексеев, помощники машиниста экскаватора А.В.Бедник и С.Ш.Искаков.
А машинист экскаватора А.И.Бут, машинист тягового агрегата С.В.Трандафилов, электрослесарь А.А. Шмидт и водитель А.Г.Музафаров на День шахтера станут полными кавалерами знака «Трудовая Слава».
Добросовестным трудом и мастерством снискали большое уважение в своих коллективах горный диспетчер К.Б.Жунусов, машинист отвалообразователя И.Б.Исаев, механик Б.Х.Балыкбаев, машинист экскаватора П.Л.Викторов, машинист буровой установки Б.К.Мысанов, мастер пути А.М.Жантлеуов, электрослесари по ремонту оборудования А.Е.Матвеев и К.К.Кабылденов, электромонтер Л.Л.Мухаметшина, начальник сектора службы АСУ В.А.Багрова, старший машинист котельного оборудования Л.Н.Бабичева, экономист И.П.Ефименко, оператор пульта управления Т.С.Притыковская, старший поездной диспетчер Н.Р.Асямова, поварА.Л.Телегнева, водитель В.А.Молодцов. Их портреты украшают Доску Почета при входе в административно-бытовой комбинат разреза «Восточный».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: