Федотов Иван Петрович

Большая жизнь этого человека, крупного организатора угольной промышленности, бывшего технического директора производственного объединения «Экибастузуголь», была предельно наполнена техническим творчеством, решением комплекса проблем технологических процессов добычи угля открытым способом уникального Экибастузского бассейна.

 

В 1941 году Московский горный институт был эвакуирован глубоко в тыл, в город Караганду. Вместе с коллективом института в Караганду приехал и студент Иван Федотов.
Ещё в студенческие годы Ивана Федотова привлёк новый прогрессивный способ добычи полезных ископаемых – карьерами. Этот открытый способ увлеченно пропагандировал заведующий кафедрой открытых горных работ Московского горного института Евгений Фомич Шешко. И по окончании института в 1942 году молодой горный инженер Иван Федотов начал свою трудовую жизнь механиком участка на одном из разрезов Михайловского месторождения бурого угля в Карагандинском бассейне. В годы войны и послевоенные годы добыча угля здесь быстро росла. Если в 1942 году добыча составляла 242,6 тыс. тонн, то в 1945 году – уже 1853,5 тыс. тонн, а в 1952 году добыча открытым способом превысила 5 миллионов тонн угля. За десять лет добыча угля открытым способом увеличилась в 21 раз. Вместе с ростом добычи угля росли опыт и мастерство Ивана Петровича Федотова. Главный инженер и начальник ЦЭММ, главный механик треста и директор вскрышного разреза – таков его трудовой путь в тресте «Карагандауглеразрез» комбината «Карагандауголь». Уже в те годы в нём ярко проявилось творческое начало. Он увлечённо работает над новой технологией экскаваторного отвалообразования, активно участвует в создании и внедрении специального железнодорожного крана для переукладки путей на отвальных тупиках, в совершенствовании техники и технологии ведения вскрышных работ, а также механизации путевых работ. Каждая из этих разработок повышала производительность труда, была внедрена в производство с большим экономическим эффектом.
В 1954 году, когда на казахстанской целине был убран первый урожай зерновых, в Прииртышье, была поднята и угольная целина. 24 декабря сдана в эксплуатацию первая очередь Иртышского угольного разреза №1 с проектной мощностью 3 млн. тонн. Экибастузским углём был загружен и отправлен потребителю первый железнодорожный состав. В мае 1955 года здесь был уже добыт первый миллион тонн Экибастузского угля, а в конце года была сдана в эксплуатацию вторая очередь Иртышского угольного разреза №1. В августе 1956 года трест «Карагандауглеразрез» был переведен из Караганды в посёлок Экибастузуголь Баян-аульского района Павлодарской области и переименован в трест «Иртышуголь». Главным инженером нового треста был назначен Иван Петрович Федотов. 1 сентября 1956 года он приступил к своим новым обязанностям. В 1956 году здесь было добыто 4,6 млн. тонн угля, а перед работниками треста была поставлена задача,
довести в перспективе добычу до 150 миллионов тонн, сделать Экибастузский угольный бассейн третьей Всесоюзной кочегаркой страны. И всю свою энергию, опыт, знания Иван Петрович Федотов отдал решению этой крупнейшей народно-хозяйственной задачи страны. В течение четверти века Иван Петрович Федотов возглавлял техническую службу в тресте, затем в комбинате и производственном объединении «Экибастузуголь». В этой сложнейшей должности главного инженера в полной мере проявился талант и незаурядные способности Ивана Петровича Федотова, как крупного организатора производства, горного инженера и учёного.
Все эти годы Экибастузский бассейн быстро развивался. В 1961 году сдали в эксплуатацию угольный разрез №2 мощностью 3 миллиона тонн в год, через три года вступил в строй разрез №3 «Восточный», такой же мощности. За счёт реконструкции, модернизации, внедрения новой технологии и техники добычи угля производственная мощность этих трёх разрезов была доведена до 22 миллионов тонн угля.
В южной части бассейна был создан крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь». Его проектная мощность - 50 миллионов тонн угля в год. В ноябре 1970 года была введена в эксплуатацию первая очередь этого угольного разреза (тогда он назывался №5/6) проектной мощностью 5 миллионов тонн угля в год. А уже в феврале следующего 1971 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь такой же мощности этого гигантского разреза. Спустя десять лет в ноябре 1981 года ПО «Экибастузуголь» была добыта 700-миллионная с начала освоения бассейна тонна угля. В апреле 1983 года горняки Экибастуза добыли и отгрузили потребителям 800-миллионную тонну энергетического топлива. 6 марта 1982 года в отвалы был вывезен первый миллиард кубометров вскрышных пород. А 3 декабря 1985 года горняки Экибастуза добыли миллиардную тонну угля. И в этом миллиарде был весомый труд технического директора производственного объединения «Экибастузуголь» Ивана Петровича Федотова.
Все прошедшие годы - это годы упорного труда и становления крепкого многотысячного горняцкого коллектива, годы непрерывной реконструкции и строительства разрезов, которые стали крупнейшими в отрасли, самыми высокомеханизированными и высокорентабельными в угольной отрасли.
Под руководством и при непосредственном участии технического директора И.П.Фёдотова были претворены в жизнь комплексные меры по техническому перевооружению разрезов, концентрации и интенсификации горно-транспортных работ в них. На всех этапах развития бассейна ему приходилось ликвидировать «узкие» места, которые тормозили рост добычи угля. На первом этапе «узким звеном» в технологической цепи оказался железнодорожный транспорт, где применялась паровозная тяга. За короткий срок были построены сотни километров контактных сетей, сооружены тягово-распределительные подстанции, внедрены тяжёлые электровозы и большегрузные думпкары, электрическая централизация стрелок и сигналов. Впервые в горной практике для переукладки железнодорожных путей использовали путеукладочные поезда. На вскрышных и отвальных работах трёх и четырех кубовые экскаваторы были заменены экскаваторами с ковшами вместимостью 8 и 10 кубометров. Впервые в стране здесь прошёл промышленные испытания и внедрён экскаватор ЭКГ-12,5, нарезку новых добычных горизонтов стали осуществлять экскаваторами ЭКГ-4У, затем экскаваторы ЭКГ-6,3У и мехлопаты вместимостью 12,5 и 16 кубометров. Многое, что тогда делалось на разрезах Экибастуза, делалось впервые в горной практике.
Чёрный угольный гигант Экибастуз немало создал проблем его первопроходцам и покорителям. Когда, в начале 60-х годов стали внедрять опытный образец роторного экскаватора РЭ-1, изготовленного на Ново-Карагандинском машзаводе, то было выявлено много конструктивных недостатков. Экскаватор не развивал необходимых усилий черпания для разработки крепких пластов Экибастузского бассейна, конструкция оказалась непрочной, кинематика машины несовершенная. Вслед последовали промышленные испытания роторных экскаваторов РЭ-2, РЭ-2Ц и ЭРГ-400Д. Только при внедрении последней машины работниками комбината «Экибастузуголь» во главе с главным инженером И.П.Федотовым было сделано более двух десятков усовершенствований отдельных узлов, которые повысили работоспособность экскаватора. Накопленный тяжкими экспериментами опыт, полученные новые знания были использованы при создании новых образцов роторной техники. За 13 лет на угольных разрезах Экибастузского бассейна были испытаны 8 образцов роторных экскаваторов различных типов, конструкций и производительности отечественного и зарубежного производства. Учитывая накопленный опыт применения роторных экскаваторов на экибастузских разрезах, на Ново-Краматорском машзаводе был создан роторный комплекс, состоящий из роторного экскаватора ЭРШРД-5000.30/3, самоходного погрузочного устройства СПУ-5000 и самоходного кабельного передвижчика СКП-1200/100. 19 месяцев продолжались испытания этого роторного гиганта производительностью 5000 тонн угля в час. По результатам испытаний УкрНИИпроектом совместно с институтом Карагандагипрошахт и ПО «Экибастузуголь» были разработаны технические требования к роторным экскаваторам для условий Экибастузского бассейна, которые были учтены и при создании зарубежных роторных машин. Впервые в мировой практике мощные роторные экскаваторы использовались при отработке пластов сложного строения и с крепкими углями. Вся эта огромная работа по промышленным испытаниям роторной техники проводилась под руководством Ивана Петровича Федотова. В 1978 году «За высокоэффективное развитие в больших объёмах роторной техники каменного угля сложноструктурного Экибастузского месторождения» группе специалистов ПО «Экибастузуголь», научно-исследовательских и проектных институтов была присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники. Среди лауреатов был и технический директор ПО «Экибастузуголь» И.П.Федотов. В 1988 году на экибастузских разрезах работали 24 мощных роторных экскаватора, с помощью которых было добыто 79 миллионов тонн угля. Это составляет 88 % от общей добычи угля ПО «Экибастузуголь».
Помимо усовершенствования роторных экскаваторов Иван Петрович Федотов занимался и многими другими техническими вопросами. Это - совершенствование технологии и средств механизации вскрышных работ, буровзрывных работ на вскрышных уступах и массиве угля, совершенствование железнодорожной техники, усреднение зольности товарного угля, ремонт горно-транспортного оборудования и многое другое.
Творческий диапазон научных работ И.П.Федотова широк. Он - активный участник 12 крупных научно-исследовательских работ, автор девяти монографий и более 80 статей, опубликованных в журналах и сборниках научных трудов.
За огромный вклад в освоении и развитии Экибастузского бассейна Иван Петрович Федотов был награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», 8 медалями. Он – полный кавалер знака «Шахтёрская слава», «Заслуженный шахтёр Казахстана». Его имя вписано в «Золотую книгу целинной славы». В 1991 году И.П.Федотов был избран Почётным Гражданином города Экибастуз.
В нём всю жизнь кипела жажда творить. Находясь на заслуженном отдыхе, он написал книгу «Твёрдая поступь Экибастуза»,в которой более чем на двухстах страницах изложил летопись основных событий Экибастузского Бассейна и города за период с1866 по 1988 годы. Даже в 80 лет он, как член Совета старейшин при акимате области, занимался общественной работой, писал статьи в газеты, встречался с молодёжью.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: