Главный инженер

Если иных по жизни ведет судьба, то главный инженер разреза «Восточный» АО «ЕЭК» Юрий Александрович Зайц управляет своей судьбой сам.

Он родом из Урала, родился в городке Волчанск Свердловской области. Его отец Александр Иванович Зайц работал газоэлектросварщиком на рудоремонтном заводе, а мама Раиса Григорьевна – крановщицей на том же заводе. В округе были довольно крупные по тем временам угольные разрезы, и шахтерский труд был в почете. Подросток Юрий не раз видел на заводе по тем временам огромные экскаваторы, из газет и журналов знал, что создается еще более мощная техника. Старший брат Юрия - Олег, окончив Карпинский горный техникум, стал горняком. И Юрий выбрал горную профессию, в 1975 году после окончания средней школы поступил в Свердловский горный институт им. Вахрушева по специальности «Открытая разработка угольных, рудных и нерудных месторождений». По окончании института в 1980 году он сам выбрал направление на работу – Кузнецкий бассейн. Здесь, в ПО «Кемеровуголь» на Моховском угольном разрезе под городом Ленинск-Кузнецкий работал горным мастером. Его всегда тянуло к новому. В Кузбассе он работал заместителем начальника крупного гидроучастка, на котором вскрышные работы производили гидравлическим способом – смывали струей воды под высоким давлением. А когда Юрий Зайц узнал, что в Экибастузском бассейне готовится к вводу в эксплуатацию разрез «Восточный» с самой передовой по тем временам технологией и техникой, то написал письмо директору строящегося предприятия В.У.Аксиньину с просьбой принять его на работу. И, незамедлительно получив положительный ответ, он вскоре выехал в Экибастуз. Это было в 1985 году. С тех пор вот уже 22 года он трудится на разрезе «Восточный». Начинал горным мастером участка добычных работ №2, вырос до главного инженера разреза.
Остались незабываемыми первые годы работы, когда велик был энтузиазм людей, когда многое приходилось делать впервые, когда многим пришлось осваивать совершенно новые профессии, такие как машинист штабелеукладчика, оператор буртопогрузчика и др. Шел процесс переобучения людей, познания и овладения новой техники и технологии. Впервые нарезку новых горизонтов производили роторными экскаваторами, добычу угля и его погрузку экскаваторами на ленточный конвейер, формирование штабеля штабелеукладчиком, а усреднение добытого угля усреднительно-погрузочным комплексом. Только первая очередь разреза «Восточный» включала 183 крупных объекта. Впервые потребитель получил уголь одинаковой зольности и крупности, причем с весовой дозировкой угля в вагонах. И потребители, быстро усвоив эти достоинства, стремились к тому, чтобы им отгружали уголь с разреза «Восточный»
Тепло вспоминает главный инженер Юрий Александрович Зайц первых руководителей разреза «Восточный» - директора Владимира Устиновича Аксиньина и главного инженера Амангоса Титауовича Утегенова. Помнит слова напутствия Владимира Устиновича: «Ты должен всегда учиться. Кто думает, что он уже всему научился, тот остановился в своем развитии, тот глубоко ошибается. Учиться нужно всю жизнь». «И он сам подавал пример этому. Он научил меня работать творчески », - говорит Юрий Александрович.
Юрий Александрович Зайц хорошо помнит все вехи развития разреза, его знаменательные даты. Его трудовая жизнь самым тесным образом переплелась с деятельностью всего разреза, его многочисленным коллективом. Особенно тяжелой была первая половина 90-х годов. «Уголь за сигареты, консервы, ширпотреб уходил неизвестно куда, - вспоминает главный инженер. Было решено порвать с такой бартерной практикой и продавать уголь только за деньги. У предприятия появились деньги. А когда есть деньги, то людям выплачивается зарплата, приобретаются запчасти и материалы, решаются социальные вопросы.
До 1996 года разрез «Восточный» был чисто угледобывающим предприятием. Вскрышные работы для разреза производил разрез «Степной», входящий в состав ПО «Экибастузуголь». Но после приватизации разреза «Евразийской энергетической корпорацией» в состав разреза вошли вскрышной и транспортное предприятия. Разрез «Восточный» стал предприятием с полным циклом производства. Тогда Ю.А.Зайц работал главным технологом разреза, и с его непосредственным участием пришлось решать вопросы совершенствования как вскрышных работ, так и транспортировки угля и породы. В первой половине 90-х годов вскрышные работы были запущены. Теперь приходилось наверстывать упущенное. Была произведена реконструкция транспортных схем, в особенности вскрышного комплекса, отремонтированы старые и построены новые станции, железная дорога была переведена с дизель-электрической на чисто электрическую тягу со всеми сопутствующими объектами, линиями, сетями и подстанциями. Была разработана новая оригинальная технология открытого водоотлива, что позволило уйти от подземных дренажных горных выработок. Такая технология была запатентована и главный инженер Ю.А.Зайц – один из ведущих ее разработчиков и авторов. Вот уже ряд лет эта технология открытого водоотлива успешно применяется на разрезе «Восточный». Одним словом, за последние годы проделана большая работа. Приобретено много нового горного оборудования – экскаваторы на вскрышу и отвалы, локомотивы, думпкары, вспомогательная подъемная и железнодорожная техника.
Юрий Александрович Зайц посетил угольные и рудные разрезы и заводы по производству горношахтного оборудования не только Казахстана, России и Украины, но и Франции, Германии, Испании, Чили и Таиланда. И каждый раз из зарубежной поездки он приезжал с какими то новыми идеями. Взять те же буровзрывные работы. Расход дорогостоящих взрывчатых веществ на разрезе значительный. Используя опыт Донского ГОКа, наладили у себя на основе водомасляной эмульсии производство ВВ своими силами. Сегодня на 90 процентов перешли на новую технологию. Это позволило не только получить не только немалый экономический эффект, но и повысить безопасность буровзрывных работ.
Разрез «Восточный» непрерывно из года в год углубляется. Постоянно растет коэффициент вскрыши, неизбежно растут и объемы вскрышных работ. В 2007 году будет вывезено 25 миллионов кубометров породы, что в два раза больше, чем было десять лет назад. Но и этого уже недостаточно. Сегодня коллектив разреза готовится к переходу на новую циклично - поточную технологию ведения вскрышных работ, при которой вскрышные породы нижних горизонтов гидравлическими экскаваторами будут отгружаться в автосамосвалы и вывозиться к дробильной установке, откуда после дробления ленточными конвейерами общей протяженностью 6 километров выдаваться на внешние отвалы, где будут складироваться штабелеукладчиком. Такая технология ведения вскрышных работ в Экибастузском разрезе будет применена впервые. Проект новой технологии совместно с работниками разреза «Восточный» подготовил коллектив ОАО «Карагандагипрошахт». Технологическое оборудование поставит германская фирма «ТОКРАФ». Уже в 2009 году новая технологическая цепочка вскрышных работ производительностью 10 млн. кубометров горной массы будет сдана в эксплуатацию.
Перспективы у разреза «Восточный» хорошие. Быстро растущая потребность в электроэнергии вызывает необходимость наращивать добычу угля. Поставлена задача – к 2014 году выйти на добычу 25 миллионов тонн угля. И главный инженер Юрий Александрович Зайц изучает, рассматривает пути выхода на эти увеличенные объемы добычи. Он – патриот разреза «Восточный». Он убежден, что применяемые в разрезе технология и техника - лучшие на всем постсоветском пространстве. «Наших соседей по разрезу не без основания называют богатырями, - утверждает Юрий Александрович, - труженики нашего разреза тоже богатыри, но богатыри особенные, восточные». И главный инженер Юрий Александрович Зайц, коренастый, крепкой кости, а, главное, мужественный человек тоже из когорты богатырей разреза «Восточный», которым под силу добывать ежегодно многие миллионы тонн угля и перемещать миллионы кубометров вскрышных пород.




 
Интересная статья? Поделись ей с другими: