Планы и возможности разреза «Молодежный»

Каменноугольное месторождение Борлы расположено в степях Осакаровского района Карагандинской области в 116 километрах от Караганды. Открыто оно давно, еще в конце XIX века. С 1896 года началась в небольших объемах его разработка сначала русским купцом Деровым, затем Управлением Южно-Сибирской железной дороги, в начале 30-х годов - стационарной геологоразведочной партией, и позднее, вплоть до 1949 года - совхозами. Всего из карьера было добыто около 10 тысяч тонн угля.


В начале 80-ых годов по инициативе генерального директора производственного объединения «Карагандауголь» Н.А.Дрижда институтом «Карагандагипрошахт» были сделаны проектные проработки (главный инженер проекта Р.И.Ридель) по увеличению добычи энер-гетического угля открытым способом. При этом рассматривались варианты строительства угольных разрезов на буроугольных мес¬торождениях Верхне-Сокурском и Дубовском, и каменноугольном - Борлы. Несмотря на довольно низкое качество угля, предпочтение было отдано месторождению Борлы, где горно-геологические условия и зна¬чительные запасы позволяли построить карьер большой мощности. Кроме того, месторождение Борлы располагается в освоенном районе, где уже действовал разрез «Куу-Чекинский», были проложены подъездные дороги, построен благо¬устроенный рабочий поселок.
Детальная разведка месторождения Борлы была проведена Гапеевской экспедицией в 1979 - 1981 годы. Были выявлены три угольных горизонта со средней мощностью пластов 8,8; 22,3 и 26,6 м и угленасыщенностью соответственно 25, 65 и 65%. Средний коэффициент вскры¬ши составляет 2,0 м3/т. Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м. Угли труднообогатимые с зольностью от 39 до 47%, пригодные к использованию только в качестве энергетического топлива.
Балансовые запасы угля месторождения Борлы составляли свыше 450 млн. тонн, из них категории А+В - 360 млн. тонн.
По предварительной раскройке, выполненной институтом «Карагандагипрошахт», на место¬рождении возможно строительство угольного разреза мощностью 10 млн. тонн в год. Строительство его первой очереди, названной разрезом «Молодежный», на мощность 5 млн. тонн в год, было начато в конце 1980 года одновременно с проводимой детальной разведкой.
4 февраля 1980 года машинист экскаватора А.Л.Курин вынул и отгрузил первый ковш угля. Этот день считается началом работы разведочно-эксплуатационного участка «Борлы» разреза «Куу-Чекинский». А уже 1 апреля 1980 года на базе этого участка образован угольный разрез «Молодежный», как самостоятельное предприятие, входящее в состав ПО «Карагандауголь». Первым директором разреза «Молодежный» был назначен Г.Х.Цой, главным инженером – И.Л.Зиньковский. Прошло уже немало времени с тех первых дней и месяцев. Но и сегодня здесь продолжают трудиться первостроители разреза. Это машинист буровой установки И.В.Васильев, водитель автомобиля БелАЗ И.Ф.Петерс. Первыми инженерно-техническими работниками участка и разреза были Г.Х.Цой – куратор от ПО «Карагандауголь», Д.М.Омаров - заместитель директора по производству, С.Б.Уразалинов – начальник участка.
Уже в самом первом 1980-м году было добыто 2 миллиона тонн угля. Помимо самого разреза «Молодежный» в сжатые сроки был построен жилой поселок, железная дорога, станция «Борлы», электроподстанция, угольный склад, приемные бункера, очистные сооружения и пр. Проектную мощность разрез освоил в 1988 году, когда было добыто 5011,5 тыс. тонн. Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче – 730 тонн. Коэффициент вскрыши – 2,34 м3/т. Зольность добытого угля – 45,1%.
Для дальнейшего поддержания мощности на достигнутом уров¬не в 1991 году был выполнен проект вскрытия и подготовки гори¬зонта +330 м, которым предусматривалось завершение строительства железнодорожного вскрышного комплекса. В перспективе возмож-но расширение разреза до 10 млн. тонн в год.
С начала эксплуатации месторождения «Борлы» здесь добыто более 119 млн. тонн энергетического угля, при этом извлечено и отправлено в отвалы около 200 млн. кубометров вскрышной породы. Коэффициент вскрыши составил – 1,7.
С 1 июля 1997 года разрез «Молодежный» вошел в состав ГАООТ «Борлы» под управлением АО «Корпорация Казахмыс». В настоящее время разрез является структурным подразделением угольного департамента «Борлы» филиала ТОО «Корпорация Казахмыс». С приходом нового инвестора началось обновление техники. И это дало результаты. Если в первый год было добыто 3,7 млн. тонн угля, то в 2005 году добыча угля составила уже 5,7 млн. тонн. С углублением горных работ неизбежно растет и коэффициент вскрыши, значительно возросли объемы вскрышных работ.
Сегодня на разрезе используются современная технология и техника. Для транспортировки угля, породы вскрыши применяются карьерные автосамосвалы САТ-777D производства США, а также белорусские - БелАЗ-7555Д. и БелАЗ-75131. Уже получена и собрана мощной буровой установки ДМЛ канадской фирмы «Ингерсон», которая позволяет бурить на глубину до 50 метров. Осваивать новую буровую установку поручено машинисту с 25-летним стажем Петру Ивановичу Жуку. Он вместе с представителями фирмы «Майнинг Салюшинс» участвовал в сборке буровой установки. Инвестиционной программой 2007 года предусмотрено также приобретение одиннадцатикубового экскаватора ВОNN-16007 (Китай) с обратной лопатой. Также приобретен 40-тонный автокран СКАТ на базе КамАЗа и 3 автобуса для перевозки рабочих. До конца 2007 года на разрез будут поставлены мощный бульдозер Т-35, погрузчик, седельный тягач КамАЗ, вахтовый автомобиль, топливозаправщик и зарядная машина. Применение новой техники позволяет из года в год увеличивать производительность труда рабочего разреза. Если в 1997 году среднемесячная производительность труда рабочего составляла 213,2 тонны, то в 2006 году – 571 тонну. Производительность труда выросла в 2,7 раза.

Сегодня коллектив разреза «Молодежный» работает устойчиво и высокопроизводительно. Коллектив общей численностью 1150 человек, включая работников социальной сферы, добудет 7 миллионов тонн угля, объем вскрышных работ составит 13 млн. кубометров. Текучесть кадров небольшая. Работают вахтовым способом через 5 дней. Рабочая смена – 11 часов. Около 70 процентов работников – местные, из поселка «Молодежный» и окрестных сел, а 30 процентов приезжают из Караганды и других отдаленных мест. Средняя заработная плата – около 44 тысяч, а машинисты экскаваторов, водители автосамосвалов получают 90 - 100 тысяч тенге. Рассматривается вопрос об увеличении средней зарплаты до 50 тысяч тенге. Современные подходы ведения горных работ, техническое перевооружение, высокий уровень организации производства – все это создают основу для высокопроизводительного труда горняков разреза, дальнейшего увеличения добычи угля до 8 миллионов тонн в год.
Главным богатством разреза «Молодежный», как впрочем, и на других предприятиях, являются люди. На участке «Техкомплекс» трудится Николай Петрович Сущик - машинист экскаватора ЭКГ-5. Его отец – участник Великой Отечественной войны, работал начальником участка на шахте №20-бис в Караганде, затем горным мастером на Федоровском разрезе, а с 1957 года – в Куу-Чеку. Петр Сущик – один из первостроителей Куу-Чекинского разреза. А его дети стали первостроителями разреза «Молодежный». Его сын Николай Петрович Сущик сегодня отгружает уголь в железнодорожные вагоны. На «Молодежном» он трудится с мая 1980 года, вот уже 27 лет. Сейчас работает в паре с сыном Виталием, машинистом экскаватора с 1996 года. Он в одну смену, а сын – в другую. 22 года изо дня в день отгружает Николай Петрович уголь в вагоны, работая на одном и том же экскаваторе. Работа пыльная, но старенький экскаватор на удивление сверкает чистотой. Чувствуется любовь отца и сына к этой машине. Можно только любоваться виртуозной работой Николая Петровича. Ни одного лишнего движения. Он чувствует машину, а она его. За его плечами большая, наполненная трудовыми свершениями, жизнь. Он – полный кавалер знака «Шахтерская слава», а это о многом говорит. Семейство Сущик известно в Молодежном. Его, ныне покойный, старший брат Петр Петрович Сущик, тоже был машинистом экскаватора, работал с 1979 года сначала в Куу-Чекинском разрезе, а затем - в Борлах. Он – полный кавалер знака «Шахтерская слава». Его два сына – Дмитрий и Валерий Сущики уже многие годы трудятся машинистами экскаватора на разрезе «Молодежный». Вот такая замечательная династия Сущиков трудится на разрезе «Молодежный». Хороших экскаваторщиков здесь немало. Это - Виктор Васильевич Скилов и Игорь Александрович Курин, машинисты экскаватора 6-го разряда, полные кавалеры знака «Шахтерская слава», машинисты экскаватора Владимир Михайлович Захаров, Александр Оскарович Лерх, Анатолий Уренев, Владислав Ригерт, Болат Рахимов и другие.
В разрезе мы увидели красивые и могучие автосамосвалы БелАЗ-75131 грузоподъемностью 131 тонна. Первыми освоила эти желто-оранжевые гигантские машины бригады Сергея Синельникова и Николая Петерса. Помимо бригадиров в них входят многоопытные водители Владимир Атайкин, Алексей Хайбулин, Виктор Рассказов Алексей Богатенко, Василий Ган и Дмитрий Шилов. Мы познакомились с водителем БелАЗ-75131 Алексеем Алексеевичем Богатенко. На этом БелАЗе он работает всего 5 дней. А до того 9 лет трудился на 40-тонном автосамосвале. Алексей Алексеевич похвалил новую машину: «Она, несмотря на большие габариты, очень удобная, комфортная, легкая в управлении». За смену он совершает около 35 рейсов, каждый раз перевозит около ста тонн. С 1993 года на разрезе трудится водитель Владимир Сергеевич Атайкин. Он уроженец поселка «Молодежный». Как говорится, где родился, там и пригодился. Ранее он работал на 75-тонном БелАЗе, затем американским 90-тонном «КАТ-777», и вот теперь самой мощной машиной БелАЗ-75131. Он неизменно выполняет и перевыполняет плановые задания по перевозке грузов, награжден знаками «Шахтерская слава» 2-й и 3-й степеней. С 1998 года в одном и том же составе трудится бригада экипажа Сергея Синельникова. Последние полтора года они работают на американских «Катерпиллерах». Высококлассными водителями славится разрез «Молодежный». Это Сергей Иванович Третьяков, Владимир Николаевич Журавель, Иван Демьянович Елак, Николай Францевич Петерс, Толеген Балташевич Кульбаев, Дюйсенбек Каблжанович Шалбарбаев и многие другие. Большой коллектив автомобилистов возглавляет начальник технологической колонны горно-транспортного цеха Тимур Кудегаевич Панарин.
Известны своим высокопроизводительным трудом машинист буровой установки Николай Алексеевич Васильев, машинисты бульдозера Бауржан Накишевич Лукпанов и Михаил Алексеевич Баркалов, взрывник Калден Мухтаров, наладчики КИПиА Юрий Алексеевич Бегеев и Николай Николаевич Овдиенко, слесари по ремонту горного оборудования Борис Егорович Ломаев, Семен Михайлович Есев, Виктор Алексеевич Широков, Багланбек Нурмухаметов, электрослесарь по ремонту горного оборудования Анатолий Иванович Норенко, электрогазосварщики Валерий Викторович Емашев и Михаил Михайлович Лубочкин, слесари по ремонту автомобилей Николай Павлович Стрекач и Владимир Алексеевич Морозов и многие другие.
На разрезе сложилась сильная управленческая команда во главе с директором Иосифом Леонтьевичем Зиньковским и главным инженером Михаилом Ивановичем Колменцевым которые здесь трудятся уже более двадцати лет. В эту команду входит главный технолог Иван Иванович Гладышев. Он окончил Карагандинский политехнический институт по специальности «Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом». Дипломный проект писал по проектированию горных работ на Борлинском месторождении угля. По окончании вуза работал инженером Госстандарта, горным мастером на проходке капитальных горных выработок большого сечения в Кировском ШСУ в Караганде, а с 1989 года – на разрезе»Молодежный».Здесь он работал мастером горного участка, инженером по технике безопасности, а в последние годы – главным технологом. Он с увлечением рассказывает об обновлении в последние годы на разрезе горного оборудования, о мерах по повышению качества контроля добытого угля, о дренаже, развитии технологии в связи с углублением горных работ и пр. А еще он страстный охотник и рыбак. «Для охотников, рыбаков, грибников и ягодников здесь просто рай», – убежденно утверждает он.
Главного энергетика Виктора Яковлевича Бычкова здесь уважают не только как замечательного специалиста, но и как прошедшего боевую закалку участника войны в Афганистане. На разрезе «Молодежный» он трудится с 1986 года. Тринадцать лет возглавлял энергомеханический участок, а с 2002 года – главный энергетик. Имеет боевые награды, а на разрезе его труд отмечен знаками «Шахтерская слава» 2-й и 3-й степеней.
Начальник участка «Горный» Иван Вениаминович Ригерт окончил Целиноградский инженерно-строительный институт. На разрезе «Молодежный» трудится с 1983 года. Начинал горным мастером дренажных работ, перешел на горный участок. С 1989 года – горный мастер, зам. начальника участка, и.о. начальника участка, начальник участка. Участок под его руководством работает устойчиво, без срывов, ежегодно наращивает добычу угля. Он – Почетный работник угольной промышленности Казахстана. Награжден знаком «Шахтерская слава» 3-й степени.
Одним из первостроителей разреза «Молодежный» является и главный маркшейдер Надежда Александровна Шеховцова. Она окончила Карагандинский горный техникум. С 1972 года работала на Куу-Чекинском разрезе, и с 1983 года – на «Молодежном». Многие годы работала участковым маркшейдером, а с 2001 года – главным маркшейдером. В последние годы добыча угля разрезом возросла, еще более возросли вскрышные работы. На помощь маркшейдерам пришла новая техника. Для них приобретены два теодолита «Дельта», компьютер. Все начинается с плана горных работ. И главному маркшейдеру Надежде Александровне Шеховцовой приходится постоянно изыскивать пути, как обеспечить дальнейшее развитие разреза без существенного роста коэффициента вскрыши. Она с небольшим коллективом маркшейдерского отдела вносит свою лепту в трудовые достижения разреза. Ее профессиональный труд высоко ценят горняки. Она награждена знаком «Шахтерская слава» 3-й степени.
Успешная работа горняков разреза позволяет выделять немалые средства на социальные программы. Этими вопросами каждый день занимается председатель профсоюзного комитета Нурлан Кайдашевич Сулейменов. Он многие годы работал горным мастером, зам. начальника добычного участка, начальником смены. А теперь ему доверили социальный участок. Администрация разреза обеспечивает поселок «Молодежный» теплом, водой, электричеством. Работники разреза платят за коммунальные услуги лишь около половины фактических затрат. Общежития, столовая, медпункт, спортивный комплекс с плавательным бассейном, детский садик, комбинат коммунальных предприятий, который оказывает широкий спектр услуг населению микрорайона «Шахтерский» поселка «Молодежный» - все это находится на балансе угольного разреза. Работники разреза «Молодежный» по льготным путевкам лечатся в санаториях в Минводах и Железноводске, отдыхают в домах отдыха «Шахтер» в горах Каркаралы, «Ак-Булак» в Алматы и «Лучезарный» на юге Украины. Сердечно отмечают свой профессиональный праздник День шахтера горняки разреза в спорткомплексе в поселке «Молодежный». По колдоговору профсоюзной организации с администрацией работники разреза имеют немало различных льгот.
Коллектив горняков разреза «Молодежный» уверенно смотрит в завтрашний день. Порукой тому являются большие запасы энергетического угля, который здесь добывается с использованием высокопроизводительной техники самым дешевым открытым способом.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: