Разрез «Каражыра» расположен на территории бывшего Семипалатинского атомного полигона. Всего в полутора десятков километров от него видны синие контуры гор, где производили подземные ядерные взрывы. Но нас успокоили, что радиационный фон в пределах допустимого. Степь продолжает жить своей прежней многотысячелетней жизнью, птички поют, трава растет. А месторождение «Каражыра» распахнуло солнцу свои недра и щедро отдает горнякам свои несметные богатства, которые так нужны городам и селам огромного Восточно-Казахстанского региона. Отсюда идет мощный поток энергии, которая преобразует мир. В поездке на разрез «Каражыра» мы познакомились со многими его людьми. Наш рассказ о немногих из них.
Нурлан Шарипович Ахметбаев, главный технолог ТОО «Каражыра», ныне исполняющий обязанности главного инженера, называет себя местным. Здесь, среди необозримых пространств Восточного Казахстана сотня, другая километров ковыльно-типчакской степи не в счет. Он родился южнее месторождения «Каражыра», в Аягузском районе. Он страстный патриот нового угольного разреза. «Месторождение «Каражыра» имеет большую перспективу говорит Нурлан Ахметбаев. - Здесь запасов угля на двести лет. Оно - огромный природный источник энергии, который придает нам силу и уверенность, который пробудит к активной жизни огромные пространства нашего Восточного региона». Профессию горного инженера он выбрал вполне осознанно. Его отец Шарип Ахметбаев многие годы работал главным экономистом в рудоуправлениях. Дядя –заведующий кафедрой маркшейдерии Казахского политехнического института. Старший брат – горный инженер, окончил Казахский политехнический институт. И Нурлан Ахметбаев тоже стал студентом этого известного ВУЗа Казахстана. После окончания института он, молодой горный инженер, первоначально работал по направлению в «Западном» руднике бывшего АО «Жезказганцветмет». Он благодарит своего первого директора Телеубаева за хорошую школу и практический опыт, Но родная земля потянула Нурлана Шариповича Ахметбаева к себе и он вернулся в Семипалатинск, работает на разрезе «Каражыра», вырос до главного инженера. Теперь он несет ответственность за работу всего разреза, и в первую очередь за его техническую политику. На разрезе ведется совершенствование технологии, планомерное обновление техники. Только в течение прошедшего года закуплено 10 новых БелАЗов, 25-тонный автокран, бульдозер Т-25, буровой станок 2СП6 и другое оборудование. Заключен договор на поставку 8-кубового экскаватора Европейского производства, автопогрузчика и другой техники. «Наш разрез молодой, недавно отметили его 15-летие, - говорит Нурлан Шарипович Ахметбаев, - но, наряду с нашими уже традиционными рынками, Семипалатинской и Усть-Каменогорской ТЭЦ, ЖКХ городов и поселков области, мы последовательно осваиваем южные регионы Казахстана, а в последние месяцы проникаем и в северные. Наш уголь охотно используется мелкими потребителями, и их немало. И мы должны учитывать их запросы. Наш разрез с каждым годом играет все большую роль в экономике области. Мы уже сегодня занимаем ведущее место в формировании бюджета области, создаем новые рабочие места, оказываем благотворительную помощь дому для престарелых и дому для малюток». В поездке на разрез «Каражыра» нас, творческую группу журналистов из Караганды, также сопровождал заместитель директора по производству Нариман Картименович Сапиев. Он прекрасно знает все участки, забои, рабочие площадки разреза и охотно нам их показывал. Он в угольной промышленности трудится уже четверть века. Нариман Картименович Сапиев родился в Атырауской области. Отец, водитель автосамосвала на руднике, показывал и рассказывал сыну, как добывают руду. И сын по окончании школы поступил на горный факультет Руднинского индустриального института на специальность «Открытая разработка месторождений полезных ископаемых». В 1982 году молодого горного инженера направили в ПО «Карагандауголь». Здесь он три года работал горным мастером в Куу-Чекинском угольном разрезе. А в 1985 году был переведен на Шубаркольский угольный разрез, который еще только начинал строиться, были вынуты первые кубометры вскрыши и добыты первые тонны угля. Здесь он работал сначала заместителем главного инженера по технике безопасности, а затем начальником западного горного участка. Он, как горный инженер, как специалист, был влюблен в Шубаркольский разрез, которому по качеству угля, по горногеологическим условиям, нет равных. Но, как говорится, судьба играет человеком. В 2004 году ему предложили работать на разрезе «Каражыра». И он согласился поработать еще на одном угольном разрезе. Здесь полгода он проработал начальником горного цеха, а затем был переведен заместителем директора по производству. Таков послужной список этого опытного специалиста. Придя на новый разрез, Нариман Картименович Сапиев увидел другую технологию и технику. Мы посетили угольный забой, где работает многоцелевой экскаватор №11 фирмы «Демаг». «Этот дизельный, шестикубовый экскаватор работает на первом пласте, производит выемку угля до породного прослойка, который извлекается и отгружается отдельно, - рассказывает Нариман Картименович.- Селективная выемка позволяет добывать и отгружать угольные пачки раздельно от породных прослойков. В 2006 году за счет селективной выемки мы сократили зольность отгружаемого угля с 21 до 18,9 %. Обратите внимание на экскаватор. Он выемку угля ведет без предварительного рыхления горного массива. Причем, ковш экскаватора позволяет внедряться в угольный массив, существенно его не нарушая. Это позволяет значительно увеличить долю крупной фракции, которая пользуется большим спросом, до 65 %». Мы видим как всего за несколько минут этот сравнительно небольшой по габаритам, но мощный экскаватор загрузил очередной БелАЗ. На рабочих местах и в вахтовом поселке Балапан мы познакомились с работниками разреза. Уже десять лет здесь трудится машинист экскаватора ЭКГ-5 Берик Аукенович Адильханов, последние 6 лет вместе с напарником Ерболом Жетписовым. В летнее время они работают на вскрыши, а ближе к зиме, когда спрос на уголь резко возрастает, то переходят на добычу угля, причем нередко на том же участке пласта, который они вскрывали. Месячный план на экскаватор немалый - 130 тысяч кубометров. Много это или мало? Но звено Берика Адильханова вместе с другим звеном, Владимиром Семеняком и Константином Полкиным, неизменно выполняют и перевыполняют план. «Когда годами работаешь по 11часов в сутки на одном экскаваторе, то чувствуешь подлинное единство с машиной.- Сказал в беседе Берик Адильханов,- и это придает уверенность в работе. А единства не достичь без любви к технике, бережного, постоянного ухода за машиной, качественного профилактического ремонта. Иначе машина слушать тебя не будет». В крепких, хозяйственных руках Берика Аукеновича Адильханова экскаватор ЭКГ-5 работает послушно и надежно. А дома его терпеливо ждет супруга Клара, учительница школы, и дети - дочка Карлыгаш и сын Бауржан. Они еще учатся и нуждаются в помощи отца. Берик Аукенович Адильханов, как член профкома разреза, постоянно заботится, чтобы условия труда и отдыха его товарищей по работе улучшались. И каждый год он участвует при разработке нового коллективного договора, активно защищает интересы трудящихся. Он очень скромный человек, и в беседе даже не обмолвился, что удостоен трех знаков «Шахтерская слава». А председатель профкома разреза Юрий Николаевич Матвеев мне шепнул на ухо, что на День шахтера Берику Аукеновичу Адильханову за многолетний доблестный труд будет вручен орден «Курмет». На лавке вахтового поселка мне пришлось коротко побеседовать еще с двумя машинистами экскаваторов ЭКГ-5 Геннадием Андреевичем Шварковым и его молодым коллегой Андреем Валерьевичем Редекульцевым. Они оба ранее работали экскаваторщиками на Шульбинской ГЭС, но ее строительство в годы распада страны было остановлено, и они перешли на разрез «Каражыра». « Планы вскрыши и добычи на экскаватор здесь довольно высокие. Работа напряженная. Просто так зарплату не платят. Каждая минута на учете, - поделились они своим житьем – бытьем, - но условия для жизни и отдыха на вахтовом поселке созданы хорошие». А дома каждого из них ждет семья, жена, и по двое детей. Геннадий Андреевич Шварков за 11 лет работы на разрезе «Каражыра» стал полным кавалером знака «Шахтерская слава». Также 11 лет колесит по дорогам разреза водитель 50-тонного БелАЗа Геннадий Иванович Рахманов. Он очень опытный водитель. До «Каражыры» он 24 года трудился в Семипалатинском жилстрое. Он уроженец Семипалатинска. Его предки здесь живут уже более 200 лет. Его сыновья Дмитрий и Валерий тоже водители. А третий сын еще учится в школе. За годы работы на разрезе Геннадий Иванович Рахманов стал полным кавалером знака «Шахтерская слава». «Я не жалею, что перешел работать на разрез «Каражыра», - говорит он. – Разрез дал многим людям работу, устойчивый заработок. Администрация проявляет заботу о рабочем человеке». Водитель БелАЗа Сагимбек Амиржан жил в селе Караул, работал на машине ЗИЛ-130. Но совхоз распался, работы не стало, а семья большая – супруга и четверо детей, дочь Инкар и три сына, Медет, Айбек и Айсултан. «Спасибо создателям разреза «Каражыра», - говорит Сагимбек Амиржан, - они спасли мою семью. Уже восемь лет я здесь тружусь. К вахтовому режиму привык. После 15 дней работы с радостью возвращаюсь домой. В кармане заработанные 40- 50 тысяч тенге. Семья рада возвращению мужа и отца». А у Ермухана Нурмагамбетовича Кусаинова, машиниста топливоподачи, шестеро детей. Ранее работал он в совхозе зоотехником. Совхоз расформировали. На разрезе его трудоустроили, обучили новой специальности. Вот уже три года Ермухан Нурмагамбетович Кусаинов здесь трудится и не нарадуется. Что бы он делал, если бы не было этого спасительного угольного разреза. Несмотря на знойный деннь и довольно сильный степной ветер вахтовый поселок Балапан произвел самое благоприятное впечатление - благоустроенный, опрятный. Пока еще маловато зеленых насаждений, но по всему чувствуется, что хозяин здесь есть. Тулеу Мускенович Юсупов здесь работает начальником соцкультбыта. Он занимается вопросами жилья, питания, культурного досуга, спорта в вахтовом поселке. Вместе с ним мы прошли по поселку, посетили гостиницы и столовую. Корпуса общежитий здесь называют гостиницами. Их здесь три: «Крым» - для горняков, «Рубин» - для автотранспортников и «Иртыш» - для работников вспомогательных цехов. Должен сказать, что по интерьеру, эстетике, чистоте и уюту - это не общежития, а гостиницы. Для сравнения скажу, что наша творческая группа в Семипалатинске остановилась в 11-этажном отеле «Иртыш», номера в котором не идут ни в какое сравнение, то есть проигрывают по всем параметрам гостиницам общежитиям в вахтовом поселке разреза «Каражыра». Здесь в холе каждого этажа работают импортные телевизоры последних моделей с большими экранами. Тулеу Мускенович Юсупов поясняет, что будет менять их на телевизоры с еще большими жидкокристалическими экранами. Столь же хорошее впечатление произвела и столовая. Далеко не каждое кафе может похвастаться таким ассортиментом блюд, только одних салатов более четырех. С приходом новой заведующей Яны Валерьевны Проскуриной столовая стала работать заметно лучше. Одним словом, на разрезе «Каражыра» заботятся о рабочих людях, которые каждый раз в отрыве от семьи здесь проживают полмесяца. Кто же эти люди, кто создают уют горнякам разреза. Тулеу Мускенович Юсупов на разрезе начинал слесарем – электриком, и вот, спустя годы, стал хозяйственником. Кстати, старший его сын - Совет на разрезе возглавляет нелегкий ремонтный участок, а средний - Даулет работает монтером пути. За снабжение столовой продуктами отвечает Евгений Борисович Абутин. Администратором гостиниц уже 10 лет работает Ольга Петровна Иванова «Мы стараемся делать все, чтобы работники разреза после долгого рабочего дня могли хорошо отдохнуть, восстановить свои силы, - говорит Ольга Петровна. Для их услуг есть сауна, душевая. Можно сдать рабочую одежду в банно-прачечный комбинат и утром получите ее чистой. Если у кого оторвалась пуговица, то и в этом случае горничные гостиниц помогут. У нас очень добрые, старательные горничные. Это Лена Купач, Сауле Сапаргалиева, Нургайша Миллер и др.». Ольгу Петровну Иванову подменяет администратор Людмила Борисовна Лавренюк. В беседе с рабочими я не раз слышал самые лестные отзывы об условиях проживания в вахтовом поселке, о работниках гостиниц и столовой. Вот мнение автоэлектрослесаря Нурбека Мухамеджановича Тайменова: «Я знаю вахтовые поселки золотодобывающих предприятий, рудников в области, но таких отличных условий проживания и отдыха, как у нас, нет нигде».
|