Пешков Николай Трифонович

Как и тысячи других экибастузцев привела судьба своими неисповедимыми путями Колю Пешкова в этот продутый ветрами степной край.

 

Родился он в военном 1942 году в селе Романово на Алтае. Рос романтиком среди замечательной Алтайской природы. В послевоенные годы символом прогресса был паровоз. Помните песню: «Наш паровоз вперёд лети, в коммуне остановка…».И школьник Коля Пешков, как и многие его сверстники, восхищался паровозом, его огромной силой, позволявшей тащить составы из многих десятков вагонов. После окончания неполной средней школы он окончил железнодорожное училище №2 в городе Барнауле. Трудовую деятельность начал осмотрщиком вагонов в Томском вагонном депо. В те годы в печати, по радио, телевидению много писали, говорили о строительстве крупнейшего в мире угольного разреза, о канале Иртыш – Караганда, приглашали молодёжь на комсомольские стройки. Экибастуз нуждался в горняках, железнодорожниках, механизаторах. И в 1965 году молодой Николай Пешков переехал в Экибастуз, поступил на работу на Иртышский угольный разрез №1 электрослесарем. В эти годы на Иртышских разрезах испытывали и внедряли новую технику, в том числе первые роторные экскаваторы РЭ-1, РЭ-2, ЭРГ-400Д, и Николай Пешков поверил в их будущее. В 1969 году готовилась к сдаче в эксплуатацию первая очередь разреза-гиганта №5/6, где монтировались роторные экскаваторы. Николай Пешков перевелся на этот разрез помощником машиниста роторного экскаватора. Одновременно учился на вечернем отделении горно-строительного техникума. За пятнадцать лет работал на различных роторных экскаваторах. В совершенстве освоил экскаватор SRs(к)-470 производства ГДР. А когда в 1982 году был объявлен международный конкурс среди машинистов экскаваторов угледобывающих стран СЭВ, то в Болгарию на рудник «Трояново» для участия в соревновании был направлен один из лучших машинистов Экибастуза Николай Трифонович Пешков. Каждому участнику необходимо было показать мастерство управления экскаватором. Экскаватор оказался с телескопической стрелой. Таких в Экибастузе не было. И несмотря на это экибастузец Николай Пешков занял почётное второе место. Первое завоевали хозяева конкурса – болгары. 
В 1984 году Николай Трифонович Пешков был назначен бригадиром экскаваторщиков.
В начале 80-х годов на разрез «Богатырь» поступили первые экскаваторы SRs(к)-2000М с теоретической производительностью по рыхлой массе до 4500 кубометров в час. Эти могучие машины были изготовлены в ГДР для условий Экибастузского бассейна по техзаданию, разработанному ПО «Экибастузуголь» и УкрНИИпроектом. В них были учтены многие рекомендации эксплуатационников. Такой экскаватор нового технического уровня SRs(к)-2000М был передан бригаде Н.Т.Пешкова. Перед бригадой стояла задача - овладеть этой могучей техникой, максимально выявить её возможности. Бригадир Н.Т.Пешков в полной мере справился с поставленной задачей. В 1984 году его бригада добыла 6989 тысяч тонн угля, выполнила план на 121,2%. Был установлен Всесоюзный рекорд добычи для данного типа экскаваторов. И каждый последующий год бригада Н.Т.Пешкова добывала не менее 5 миллионов тонн угля.
Многолетний добросовестный труд Н.Т.Пешкова был высоко оценен обществом. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции.
А в канун первого мая 1986 года товарищи по работе тепло поздравили Николая Трифоновича Пешкова с высокой наградой – присвоением ему звания Героя Социалистического Труда. Эта награда совпала со знаменательными датами – добычей на разрезе «Богатырь» 500-миллионной тонны угля и отправкой потребителям миллиардной с начала эксплуатации бассейна тонны экибастузского угля. И в этом миллиарде была доля бригады Героя Социалистического труда Николая Трифоновича Пешкова.
Человек высочайшего профессионализма, трудолюбия и исключительной скромности, он, вместе с супругой Идой Ивановной, вырастил двух сыновей, Павла и Андрея, которые пошли по стопам отца, работают на роторном экскаваторе на отцовском разрезе «Богатырь». И нет сомнения в том, что Павел и Андрей Пешковы продолжат славную семейную традицию.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: