Зиньковский Иосиф Леонидович

Иосиф Леонидович считает себя карагандинцем. В Караганде прошли его детство, юность и отрочество, здесь окончил институт.

Хотя родился он в поселке Шортанды Акмолинской области. Это было в победном 1945 году. Послевоенные годы были тяжелыми. И в 1947 году его родители в поисках лучшей доли переехали в угольную Караганду. В 50-е и 60-е годы Караганда бурно росла и подрастающее поколение после окончания школы уже могло продолжить учебу не уезжая из города. Иосиф Зиньковский, как и многие молодые карагандинцы, выбрал горный факультет политехнического института. В 1968 году закончил учебу. Уже тогда он поверил в большие перспективы нового направления разработки угольных месторождений открытым способом и решил связать свою судьбу с Куу-Чекинским разрезом. Он был направлен в Куу-Чекинский угольный разрез. Здесь трудовой путь молодой горный инженер начал горным мастером. Но проработал всего полтора месяца, и его призвали в армию. Два года отслужил в Туркестанском военном округе в должности командира взвода. Посла демобилизации вернулся в Куу-Чекинский угольный разрез. Работал увлеченно, прошел все ступени роста, работал горным мастером, заместителем начальника участка, начальником смены, главным технологом. И на всех должностях проявил себя самым лучшим образом. С 1980 года начались работы по освоению Борлинского месторождения угля открытым способом. Это было детище генерального директора ПО «Карагандауголь» Николая Александровича Дрижда, которому он уделял самое пристальное внимание. Но основная нагрузка по его освоению легла на коллектив Куу-Чекинского угольного разреза. Самое активное участие в этом новом деле принимал и главный технолог Иосиф Зиньковский. В 1981 году он был направлен на пока дочернее предприятие Куу-Чекинского разреза заместителем директора по производству. Работы было непочатый край. Начинали с вагончиков, даже столовая была в вагончике. Одновременно с горными работами строили общежития, столовую, боксы для БелАЗов. Трудностей было много. Необходимо было быстро создавать, формировать новый коллектив. Давали всюду объявления, приглашали на работу. Приезжали водители со всех концов обширной Карагандинской области, а также Башкирии, Узбекистана, Киргизии и других районов страны. Уже в 1980 году было добыто 2,07 млн.тонн угля. Большим препятствием стала доставка угля от Борлинского разреза до станции Ковыльная в Куу-Чеку. Расстояние немалое - более ста километров по степной дороге. Задействовали сотни большегрузных автомашин, чтобы вывезти добытый уголь к железной дороге. Одновременно строилась железная дорога. Строительство разреза велось по проекту института «Карагандагипрошахт». С марта 1983 года Борлинский участок обрел полную самостоятельность и стал называться Молодежный угольный разрез. Первым директором был назначен Цой Ги-Хен, главным инженером - Иосиф Леонидович Зиньковский. В 1983 году добыча угля на Молодежном разрезе уже составила 4,9 млн.тонн угля. Небывалый по тем временам скачок. «Хочу подчеркнуть особую роль в строительстве разреза Николая Александровича Дрижда, - рассказывает Иосиф Леонидович Зиньковский, - который посещал Борлы буквально через день. В Караганде работал днем, вечером - в дороге, до полночи в Борлах с Цоем и со мной решал необходимые вопросы, и до утра возвращался в Караганду. Когда он спал – никто не знает. Работать приходилось под жестким контролем со стороны генерального директора.
Тогда у нас на сон уходило три – четыре часа. Все остальное время забирала работа. В Куу-Чеку к семье удавалось выезжать всего один – два раза в месяц».
В эти первые годы пристальное внимание главный инженер И.Л.Зиньковский уделял вопросам грамотного вскрытия пластов, подготовки запасов, осушения, размещения отвалов пустой породы, капитального строительства, в том числе объектов соцкультбыта и жизнеобеспечения. Он лично возглавлял самые ответственные участки работы, вел первые взрывные работы, готовил вскрышную траншею. Было нелегко, но была одна радость – разрез с каждым годом набирал силу, быстро наращивал добычу угля. В 1984 году была принята первая очередь проекта Молодежного разреза мощностью 5 млн.тонн угля в год. Забои разреза были оснащены экскаваторами ЭКГ-5, ЭКГ-4У, ЭКГ-8. В 1984 году на разрез поступил первый шагающий экскаватор ЭШ-20/90, который позволил вести вскрышные работы по бестранспортной схеме.
Предстояло построить 2-ю очередь разреза мощностью также 5 млн. тонн. И такие работы велись, но страна все более вступила в непредсказуемую полосу экономического кризиса, а это неплатежи, отсутствие потребителей, трудности с реализацией высокозольного угля, бартерные сделки. Капитальное строительство было прекращено. В 1989 году при плане 3,8 было добыто 4,5 млн. тонн. В конце 1989 года подал заявление на расчет директор Владимир Александрович Загорулько, проработавший в этой должности полтора года. Новым директором назначили Иосифа Леонидовича Зиньковского. В феврале 1990 года он на эту должность уже был выбран трудовым коллективом. Но экономическое положение ухудшалось, объем добычи угля разрезом стал снижаться. ПО «Карагандауголь» распалось. В 1997 году объем добычи на разрезе «Молодежный» составил 2,25 млн. тонн.
С 1 июля 1997 года разрез «Молодежный» вошел в состав ГАООТ «Борлы» под управлением АО «Корпорация Казахмыс». Добыча угля на разрезе вновь стала ежегодно расти, и в 2006 году составила 6,4 млн.тонн. В 2007 году планируется добыть уже 6,8 млн. тонн борлинского угля. Растет и коэффициент вскрыши. Если в начале нового века коэффициент вскрыши был 1,2-1,4, то сегодня в 2007 году он составил 1,7. Это значит, что существенно возросли объемы вскрышных работ. Если в 2005 году было перемещено 6,2 млн. кубометров вскрышных работ, то в 2006 году – 9,3 млн. кубометров. Сегодня борлинский уголь идет в основном на нужды корпорации – на Топарскую, Балхашскую и Жезказганскую электростанции. Небольшое количество угля продается ферросплавным предприятиям и на нужды местной промышленности. Росту добычи угля, оживлению производства способствуют инвестиции корпорации в обновление техники. Если раньше вывозили уголь и породу вскрыши 40-тонными БелАЗами, то теперь их заменили 90-тонные автосамосвалы известной американской компании «Катерпиллар», которые проявили себя с самой лучшей стороны. Техобслуживание, профилактику, ремонт американских самосвалов производит специализированная турецкая фирма «Борусан Макина» в созданном сервисном центре «Pit-Stop» для большегрузных автомобилей. Чтобы увеличить объемы вскрышных работ ведется замена 90-тонных «Катерпилларов» на 130-тонные БелАЗы. Три таких БелАЗа уже трудятся в разрезе и получили высокую оценку у водителей. Предстоит получить из Белоруссии еще 8 машин. Также получили пять 55-тонных углевозов фирмы БелАЗ. Всего их стало на разрезе 11 штук. Под новые мощные машины расширены технологические дороги в разрезе. Повышению объемов и производительности буровых работ способствует мощный бельгийский буровой станок ДМЛ гидравлический с электрическим приводом. В этом году на разрез поступит 11-кубовый экскаваторов китайского производства, гидравлический с электрическим приводом. Предусматривается также замена на погрузке угля в железнодорожные вагоны 5-кубовых экскаваторов более мощными - 11 и 15-кубовыми. Руководством корпорации предполагается увеличить добычу угля разрезом «Молодежный» до 8 миллионов тонн.
Главным своим достижением директор Иосиф Леонидович Зиньковский считает то, что в трудные времена ему удалось сохранить основной костяк коллектива, который остался, как говорится, боеспособным. Он сумел создать хорошую управленческую команду патриотов Молодежного разреза. Это – главный инженер Михаил Иванович Коломенцев, главный технолог Иван Иванович Гладышев, главный энергетик Бычков Виктор Яковлевич, начальник горнотранспортного участка Борис Павлович Уличев и другие. С приходом инвестора социальная сфера, а это снабжение поселка «Молодежный» теплом, водой, электричеством , осталось за разрезом, как градообразующем предприятием. Работники разреза платят за коммунальные услуги лишь около половины фактических затрат. Общежития, столовая, медпункт, спортивный комплекс, детский садик в «Молодежном» - все это находится на балансе угольного разреза. Коммунальные услуги – всегда остаются одними из самых трудоемких, в особенности в зимнее время.
Более четверти века напряженного труда отдал разрезу «Молодежный» Иосиф Леонидович Зиньковский, из них восемнадцать лет возглавляет коллектив горняков этого угольного предприятия. За прошедшие годы здесь добыто свыше 119 миллионов тонн угля. Многолетний труд талантливого инженера и руководителя достойно оценен обществом. Иосиф Леонидович Зиньковский – Почетный работник угольной промышленности Казахстана, Почетный шахтер, полный кавалер знаков «Шахтерская слава» и «Трудовая Слава». Награжден несколькими медалями, в том числе юбилейной медалью «10 лет независимости Казахстана». Он – депутат районного Маслихата. Он пользуется заслуженным уважением в большом коллективе горняков разреза «Молодежный».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: