Вместо эпилога

Абай верил и мечтал» что в этой дикой степи после многих веков дремоты и смутного сна вновь активная пробудится жизнь,  наступит цветущий век науки, искусства, культуры, благосостояния народа.

Во второй половине девятнадцатого века лишь три звезды ярко горели на небосклоне казахской культуры. Эти звезды -  ­Абай Кунанбаев,  Чокан Валиханов и Ибрай Алтынсарин. А посмотрите на небосвод сегодня? Он усеян множеством звезд и созвездий.

Среди них есть звезды исключительной яркости. Это ли не возрож­дение казахской национальной культуры, о которой мечтал Абай? Kaкую область культуры не возьмите  - образование, литературу, науку, архитектуру, музыку, живопись, театр и многие другие. Во всем видны большие успехи и достижения. Возьмите казахскую литературу. Сколько ярких имен породил двадцатый век.

Это Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, Шакарим, С.Торайгыров, Сабит Муканов, Жамбыл Жабаев, Г Мycpeпoв, Г. Мyc­тафин, А.Алимжанов, Г.Тажибаев, Т.Жароков, К. Аманжолов, Т .Axтанов, А.Нурпеисов, Р.Сейсембаев и многие другие. И среди этого обширного созвездия имен ярко горят звезды Mvxтapa Ауээова, Ильяса Есинбер­лина, Олжаса Сулейменова.

Памятник Абаю в шахтерском городе Абай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взять музыкальное искусство? Хочу напомнить один истори­ческий факт. В феврале 1914 года в Омске на собрании Западно­Сибирского отделения императорского русского географического общества его почетный член известный путешественник-этнограф Г.Н .Потанин делал сообщение о своей поездке летом I913 года в Каркаралинский уезд. Он рассказывал о богатой казахской песенной культуре, отметил: «Лет через пятьдесят киргизы будут поставлять на столичные подмостки певцов и музыкантов, и может быть, с этого начнется их национальное возрождение". Г.Н.Потанин оказался абсолютно прав. Небосклон казахской музыкальной культуры усыпан созвездиями музыкальных коллективов (театр оперы и балета имени Абая, оркестр народных инструментов им.Курмангазы, оркестр народных инструментов "Отрар сазы" и др.) и яркими звездами композиторов Е.Брусиловского, А.Жубанова, М.Тулебаева, Л.Хамиди, С Мухаметжанова, К. Кужамьярова, Б.Байкадамова, Г.Жубановой, Е.Рахмадиева, певцов-вокалистов К.Байсентовой, Р. Баглановой, Б.Тулегеновой, Р.Жамановой, Е.Серкебаева, Р.Рымбаевой, А народ­ного артиста СССР Алибека Днишева можно сравнить лишь с великими мировыми певцами Э.Карузо, Джильи,  Марио Ланца, Шаляпиным, Леме­шевым, Паваротти…

Я. редко бываю в Алма-Ате. Но каждый раз на час-другой заглядывал в прекрасный музей изобразительных искусств им. Кастеева. Сколько замечательных талантливых произведений представ­лено в нем? Это и полотна Н.Н.Тансыкбаева, И.Нурмухаммедова, М.С.Кенбаева, Г. М.Исмаиловой, У.Ажиева; графика Сидоркина E. М., М.М.Касимединова, А.С.Бейсембинова; скульптура Х.Е.Наурызбаева.

В каждом регионе, области выросли мастера живописи, скульптуры, графики. А ведь в начале прошлого веке в Казахстане не было ни одного национального художника-профессионала. Я исключаю прекрасные рисунки Чокана Валиханова, выдающегося ученого, путешественника, историка, этнографа.

Аналогичную картину можно показать и в отношении национальной архитектуры, театра, кино и пр. Всюду казахская культура пред­ставлена многообразно и ярко. И этот мощный динамический рывок за исторически короткий срок (всего за два-три поколения) сделал казахскую культуру заметным явлением и в мировом масштабе.

Предвижу возражение: "О каком расцвете культуры вы говорите, когда геноцид тридцатых годов унес сотни тысяч и даже миллионы людей, когда погублено в расцвете творческих сил столько ярких имен: Шакарим, С .Сейфуллин, Б.Майлин, С. Торайгыров и др. Да, все это так, все это было, но девятнадцатый век, который Пушкин не без основания называл "жестоким" стал веком ренессанса русской культуры, золотым веком русской поэзии, ярким явлением мировой, общечеловеческой культуры. И какого определения тогда достоин век двадцатый - век непрерывной битвы идей, век двух мировых войн с невиданными разрушениями и числом убитых людей, век ядерных взрывов и газовых камер, век опустошительных революций, коллективизации, гражданских войн, экологических катастроф.

Многое пришлось пережить казахскому народу, как впрочем, и  другим народам. И тем не менее, происшедшие изменения в казахской национальной культуре нельзя иначе назвать, как возрождение. И пусть после многовековой мглы и тьмы двадцать первый век воссияет для суверенного Казахстана и казахского народа, как век расцвета наук, искусств, культуры! Но какие бы успехи достигнуты не были, какие бы звезды и созвездия не появились на небосклоне казахской национальной культуры, по-прежнему ярко и ровно будет сиять, нести лучи света звезда поэта-пророка Абая Кунан6аева.

 

Памятник Абаю в Москве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня экономика и культура независимого Казахстана быстро развиваются. Абай со своим пророческим словом остается особенно актуален, необходимым  для духовного  обновления общества,

Уже давно бытует миф о вечном противостоянии Востока и Запада, о том, что им никогда не сойтись. Об  этом писал Редьяр Киплинг, большой знаток азиатской культуры и Индии.

«Запад есть Запад, а Восток есть Bосток.

И с мест они не сойдут,

Пока не предстанет небо с землей

На страшный господень cуд…»

Абай не знал формулы Киплинга (Киплинг родился на двадцать лет позже Абая), но он после изучения русских и западноевропейских писателей, философов записал: "Восток стал для меня Западом, а Запад - Востоком", памятуя, что свет солнца  восходит с Востока, а свет знаний  - с Запада. А6ай призывал  уважать духовные ценности других народов. Он один из первых почувствовал и осознал общность исторической судьбы казахского и  русского народов. Сегодня проблема дружбы и духовного единения народов, проживающих в независимом Казах­стане, является самой главной и самой важной. Каждый писатель, художник, композитор, деятель искусства должен задать себе вопрос: Что я сделал для укрепления уз дружбы и братства между народами Казахстана? От решения этой проблемы зависят все остальные: и экономика, и экология и пр.

В интервью "Казахстанской правде" в 1995 году известный писатель Чингиз Айтматов, давая высочайшую оценку творчеству Абая, особенно отметил его актуальность: "Абай возвышается на горизонте истории поразительно современной личностью или, вернее сказать, великим провидцем и ПРОРОКОМ. Обращение к Абаю в современной ситуации, к его философским высказываниям о необходимости собор­ного понимания разнообразности мира и сопряжению ценностей восточной  и западной цивилизаций, а для нашей азиатской стороны

в этом смысле фактор русской культуры, наделенной историей и судьбой связывающей миссией, о чем Абай постоянно напоминал и высоко ценил это её свойство, исключительно современно и важно".

Абай сегодня играет важную роль духовного объединения народов, национальных культур Казахстана.

В Казахстане имя великого Абая носит город в Карагандинской области,  практически в каждом городе Казахстана есть улицы или школы, носящие имя Абая .

В столицах ряда стран мир : Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Киеве и других городах мира имеются  улицы, названные именем Абая.

В горах Заилийского Алатау  под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады и восхождения на пик Абая высотой  свыше четырех километров. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане.

Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.

С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта. Произведения Абая Кунанбаева  изданы миллионными тиражами на русском и казахском языках.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: