Горы Кент – край легенд

Почти каждый карагандинец побывал в горах Каркаралы и Каркаралинске. Но горы Каркаралы – это лишь малая часть, северная окраина огромной системы гор простирающейся на сотни километров с запада на восток. Она включает в себя горы Кент, Бакты, Кошубай, Буртас, Коныртемирши, Кызылтас и Казыларай. Каждое это горообразование имеет свою неповторимую красоту, свои вершины, свои речушки стекающих с этих гор на север и юг. Здесь берут своё начало Нура, Шерубай-Нура, Жарлы, Талды, Токрау. Это был край непуганой дичи, сюда приезжали поохотиться на архаров за сотни и тысячи километров. Этот край до сих пор остаётся малоизученным в туристском отношении. Сегодня мы расскажем о небольшом районе этой горной страны – горах Кент.

 

Последний раз я посетил горы Кент осенью 2003 года, во время пребывания в доме отдыха "Шахтёр" ОАО "Испат Кармет". Это было начало сентября, но погода стояла тёплая, почти летняя. Справа вдали - тёмные контуры гребня гор, там у их подножия - посёлок горняков Карагайлы. И вот вдали как сказочный мираж показались высокие гребни Кентского горнолесного массива. Это второй по площади после Каркаралинска, горно-лесной массив. Он вытянулся полудугой на три десятка с лишним километров, и шириной почти на два десятка.

С юга горы Кент выглядят могучей, неприступной стеной поднявшейся над степью. Гранитные бока скал сверкают на солнце своими отшлифованными округлыми боками. А на севере горы расчленяются на несколько отрогов с широкими лесостепными долинами.

Площадь Кентского горно-лесного массива составляет около тысячи квадратных километров. Мы проехали через село Касыма Аманжолова. Дома чистые, опрятные, идёт заготовка дров на зиму. Остановились у памятника поэту-фронтовику,  воспевшего этот край. Неподалеку новое здание мечети с полукруглыми башнями и куполообразным верхом и изящными фонарями. Нам сказали, что есть в селе и неплохая библиотека. У отдельных домов видны тарелки антенн. Сельчане теперь имеют возможность смотреть многие каналы, связаны с областью, республики и миром. Отсюда по степной дорожке мы приблизились к горам, въехали в долину, которая со всех сторон окружена скалами. Рядом лес с высокими деревьями, берёзой, сосною, осиной, зарослями ивняка. Где-то здесь затерялась речушка Малая Талда.

В лесу в низинах болотистые поросшие травой кочки, а под ними хлюпает вода. Здесь прекрасные грибные места: волнушки, подберёзовики, сыроежки, а грузди поражают своими гигантскими размерами.

Необыкновенно живописны и причудливы скалы, которые местами поднимаются отвесно вверх, испещрены трещинами, морщинами. Вода и ветер ваяли их миллионы тонн. И теперь скалы смотрят на мир лицами святых старцев, физиономиями птиц, зверей, ящеров, неведомых миру созданий. Светло-коричневые тона скал в сочетании с непостижимым образом выросших здесь зелёными соснами делают скалы, особенно привлекательными, вызывают у каждого посетителя разные ассоциации в зависимости от настроения, культуры и воображения. Но вне сомнения это талантливые, прекрасные произведения скульптора по имени Природа. Самая высокая гора носит одноимённое название – Кент, её абсолютная высота 1469 метров. Немногим уступают другие вершины гребней Донгал, Найзатас, Жамантау, Босага. Они разделены между собой глубокими ущельями, логами, где стекают вниз горные речушки Талды (Большая и Малая), Аккияк, Караагаш, Казылкент, Кадыр и др. В горах Кент нередко встречаются чистые родники с прохладной вкусной водой.

На северном склоне Кентских гор в силу природных условий растут деревья-красавцы, деревья-великаны, иные из которых не охватить руками. А выше растут кустарники смородины: и красной, и чёрной, и каменной, есть и такая, малины, кизильника. Ботаники в горах Кент обнаружили около девятисот видов цветковых растений, из них более трети полезные, немало лекарственных. На лесных полянках растёт земляника, в лесу – рябина, реликтовый барбарис. Здесь произрастает редкая полынь гладкая, которая обладает уникальными лекарственными свойствами. Сюда каждое лето приезжают археологи, геологи, ботаники и каждый раз уезжают с новыми находками и открытиями. Археологи нашли здесь памятники культуры эпохи бронзы, бронзовые шило, пряжки, серп, остатки глиняной посуды. Геологи здесь добывали кварциты высокого качества, а также поделочный камень хризопраз, ботаники – новые растения, а медики обнаруживают новые свойства эндемичных растений. В богатых травами, кормами Кентских долинах многие века проживали кочевники.

В статье "О кочевках киргиз", написанной Чоканом Валихановым в 1864 году, отмечается, что лесистые горы Кент и Казулык (Казылык) используются для зимовок. В горах, лесу можно укрыться от сильных ветров. Здесь многообразен животный и растительный мир. Прогуливаясь по горам каждый наблюдательный человек обнаружит следы пребывания архаров – горных кругорогих баранов. А если вам повезёт, то увидеть их быстро удаляющихся от человека. Мне тоже однажды в горах Бакты, прилегающих к горам Кент увидеть архара, замершего на скале, с гордо поднятой головой. Попытки к нему приблизиться не увенчались успехом. Ещё раз мелькнула его фигура и исчезла. Такие встречи остаются в памяти на всю жизнь. Это действительно грациозные создания.

Если бы мне позволили создать герб Карагандинской области, то я бы на нём поместил не сурка, как предлагали в газете "Индустриальная Караганда", а архара, в котором выражено всё – красота, гордость, ловкость. Эта голова напоминала бы нам, что мир этот хрупок, и человек может равнодушно уничтожить то, что создавала природа миллионы лет. Арахаров стало очень мало. Они занесены в Красную книгу. У новых богатых появилась мода украшать свои роскошные квартиры чучелами голов архара. И это стоит немало "бабок". Поэтому архары стали ещё более настороженными к людям.

А в последнюю поездку на моих глазах уже без какого-либо страха пробежал заяц, хоть фотографируй. Есть здесь лисы, волки, глухари, тетерева, рябчики. Обитают здесь и лоси. Иногда даже выходят на дорогу. Знают, что их здесь не тронут.

В 2010 году у подножья горы  Кент в Каркаралинском районе нашли захоронение еще одного Казахстанского «золотого человека», содержащее множество ценностей, в том числе золотых изделий.  Захоронение  «Талды-2» относится к одному из шести курганов сакского царя. В результате исследовательской работы здесь были найдены более 130 крупных золотых изделий, 14 стрел лука, каменные ожерелья. Среди найденных изделий есть красивые статуэтки диких кошек, золотые ремни, серьги и другие предметы, на которых изображены дикие звери. Памятник  этот датируется VI-V   веками до нашей эры. Исследованиями, выполненными в Центральном Казахстане установлено, что здесь была освоена  плавка и переработка металла на 300-400 лет раньше, чем  в Европе. Такие  уникальные находки, как в курганах Иссыка и  Каркаралинска, позволяют по-другому взглянуть на древнюю историю Центрального Казахстана.

Кентские горы хранят немало тайн и загадок. Одной из них является Кзыл-Кентский дворец, некогда расположенный в восточной части Кентских гор в ущелье Кзылкент, на берегу речушки Кзылсу. Об этом дворце писал ещё известный учёный-востоковед А.И. Левшин в своём известном труде о киргиз-кайсаках. Кзыл-Кентский дворец упоминал исследователь 19-го века Г. Броневский и многие их последователи. Исследователь Н. Коншин в "Памятной книге Семипалатинской области" в 1901 году писал: "Дворец состоял из большой камеры, имеющей в ширину и в длину 5 сажен, из маленьких комнат, пристроенных справа и слева, и сзади – большой. В настоящее время сохранилась только передняя сторона, высотой около двух с половиной сажен, и колонны четырех-пяти аршин, боковые же стены здания и стены, отделявшие большую комнату, наполовину развалились. Говорят, что несколько лет назад была ещё цела бревенчатая крыша.  Вероятно, перед дворцом был сад с небольшим прудом и арыками".

А сегодня здесь остались лишь следы этого интересного загадочного сооружения, с которым связаны различные легенды. Мне известны две легенды. Одна – народная. Я услышал её от лесника Акиша Алимова ещё более тридцати лет назад. Прекрасная легенда, но с целью сокращения времени, я перескажу другую, раннюю, которую прочитал в библиотеке им. Ленина в Москве в записках русского географического общества по отделению этнографии, том XXXIV, изданных в Санкт-Петербурге в 1909 году. Там была опубликована в пересказе Л.К. Чермака, одного из известных востоковедов России легенда "Кзыл-Кенч". Он её записал в 1898 году со слов казаха Мухаметчи урочище Кентских гор, высокого старца. Мухаметчи за чашкой кумыса рассказал её автору. Вот её краткое изложение.

В те давние времена народ жил более вольно и богато. У хана Ауке выросла красавица дочь Нежде. Случилось хану Контеже быть у хана Ауке на поминках по своему отцу. И увидел там уже стареющий хан красавицу Нежде и потерял покой. Кончились поминки, возвратился хан Контеже в свой стан, повстречался со своими жёнами и ещё более воспылал любовью к красавице Нежде. Контеже был богат, одних лошадей около тридцати табунов, а в каждом по тысячи голов, а овцам он и счёт потерял, также как и накопленному добру в кованных сундуках. К Ауке поехали сваты с богатыми подарками отцу и невесте. И Ауке с радостью бы породнился с Контеже, да дочь калмычка Нежде оказалась строптивой, не хотела идти за стареющего Контеже. Но не могла она противиться отцу. Поплакала, поплакала, да стала собирать приданое. По калмыцким обычаям невеста должна ехать к жениху со своим приданым в сопровождении сорока девушек и сорока джигитов. А приданое было у дочери богатое, ведь она ханская дочь. Одних верблюдов с грузами было более полусотни. А хан Ауке прислал своих двух проводников, одного калмыка, а другого – киргиза. Долго собирались в путь, да и путь был далёким. Наступила очень. Старики предупреждали Ауке отложить караван до весны, и оказались правы. Пришла ранняя зима, два дня бушевала снежная буря, снега было столько, что засыпало сгрудившийся караван, верблюдов. А потом прошёл дождь, а за ним снова ударил мороз. Такое бывает в степи. К тому же ещё киргизский и калмыцкий джигиты стали соперничать между собой, и киргиз стал одолевать калмыка. Ханская дочь рассердилась, но как увидела батыра, так и гнев прошёл, полюбила его. И решила красавица Нежде зимовать у Кентских гор, лес есть, камень есть, джигиты тоже есть. Ослушаться ханской дочери никто не посмел, живо взялись за дело и построили дом, назвали Кзыл-Кенч. Что было дальше?

Полюбила Нежде батыра-киргиза и затяжелела от него, вернула к хану Контеже весной. Далее идёт долгая интересная история о судьбе сына, которого родила Нежде от киргизского батыра. Он оказался смелым, сильным, и ловким, но хан сделал всё, чтобы его ослабить и обезвредить. Такова легенда. Возможно эта легенда и подвигла киностудию "Казахфильм" снять киноленту "Айсулу". И съёмки производились в горах Кент. Этот фильм о любви и трагической судьбе прекрасной казахской девушки. Сюжет примерно таков: красавицу-сироту Айсулу решил взять в жёны властный, богатый бай. Айсулу любила другого и решила вместе с ним бежать. Беглецы были пойманы. Любимого Айсулу растерзали собаки бая. Она была вынуждена выйти за него замуж. А спустя время убежала от него вместе со смелым юношей. Это было зимой. Беглецы в пути замёрзли.

Одним из первых европейцев, посетивших Кзыл-Кентский дворец, были доктора Дерптского университета Карл Мейер и Александр Бунге. Это было в 1826 году. Они оставили следующее описание:

"В трёх верстах от реки Талды находится вход в романтическое ущелье с остатками здания, строители которого неизвестны, но вероятнее всего, это были джунгары. Стены сохранились ещё полностью. Они состоят из отдельных плоских гранитных плит. Основа здания – квадрат со стороной 10 метров. К трём сторонам пристроены комнаты, а с четвёртой – над главным входом сооружён навес. Здание двухэтажное, когда-то имело крышу. Но где был вход на второй этаж – не ясно. Непонятно и назначение этого сооружения. Казахи почитают его как святое место, приносят лоскутки, конские волосы. Их укрепляют на шесте, поставленном над навесом…"

Это было пожалуй единственное жилое здание на огромных просторах Сары-Арки. И к нему было привлечено повышенное внимание. Что же это? Жилое здание, как повествует легенда или религиозное сооружение.

В последующие годы Кзыл-Кентский дворец не раз посещали путешественники, географы, историки-краеведы. Одни утверждали, что это был языческий храм, в котором жил отшельник. Другие, что это был калмыцкий храм.

Горы Кент посетил и писатель Михаил Пришвин, его интересовали развалины ставшего легендарным дворца Кызыл-Кенш. Семипалатинский краевед Б.Г. Герасимов, посетивший Кзыл-Кентский дворец, отметил, что местные жители в развалинах дворца находили из белой глины поделки конусообразной формы. Внутри их были зерна пшеницы. Один из таких предметов Б.Г. Герасимов приобрёл и передал в Семипалатинский музей. В начале ХХ века многие исследователи склонили к единому мнению, что это был буддийский храм, построенный ещё в 17-м веке или раньше. Исследователь истории древнего Казахстана М. Чеканинский в статье "Развалины Кзыл-Кенш", опубликованной в "Записках Семипалатинского отделения Общества изучения Казахстана" (1929г.) отмечает: "Уединённый характер местности, план здания и находки, позволяют смотреть на Кзыл-Кенш как на буддийский храм, подобный построенному в 1646 году в районе Старой Семипалатинской крепости буддийскому храму Эрхе-Царджи, освященному ламой Зая Пандит и разоренному, как полагают, между 1660-1670 годами во время междуусобий калмыков".

Директор и основатель Карагандинского областного музея Л.Ф. Семёнов не раз бывал на месте развалин Кзыл-Кентского дворца. В статье "История одного памятника" опубликованной в газете "Индустриальная Караганда" он утверждает, что "Кзыл-Конш – не ханский дворец, а буддийский храм, насильно или добровольно покинутый его обитателями и впоследствии разграбленный и частично разрушенный новыми пришельцами".

В 1966 году мне вместе с краеведом Юрием Поповым довелось встретиться со старейшим жителем Каркаралинска, большим знатоком истории этого края Яковом Петровичем Бернацким. Он проживал в Каркаралинске с 1909 года. Он не раз бывал в горах Кент, внимательно осмотрел Кзыл-Кентский дворец. Он ещё застал не разобранным второй этаж этого сооружения. Старожилы этих мест рассказывали ему, что они помнят деревянные перекрытия крыши храма.

Сегодня независимый Казахстан, находящийся в сердце огромного евразийского материка олицетворяет единство всех конфессий и мировых религий мира. В связи с этим и создание первого буддийского храма в Центральном Казахстане представляет большой интерес.

Кзыл-Кенч, Кзыл-Кенш, Кзыл-Кент… за прошедшие века менялось и название. И вполне понятно, что и географическое название горы Кент, неизбежно связано с названием таинственного дворца и имеет калмыцкие корни.

Конечно, сегодня следы былого дворца, заросший травой фундамент вряд ли у кого вызовут какие-либо эстетические эмоции и ассоциации, но красивые легенды о любви, связанные с дворцом, живут в народе. А прекрасная природа Кентского горно-лесного оазиса не оставляет никого равнодушным.

Совсем не случайно здесь, на зимовке Кзыл, родился замечательный поэт Касым Аманжолов. Отец Касыма  Рахимжан умер, когда мальчику было пять лет. Мать Айганша была красавица, и вскоре после смерти мужа была похищена и продана старому баю. А Касым остался с сестрёнкой. В детстве Касым вырезал из веток свирели и мастерски играл на них, а в последующие годы научился играть самостоятельно на домбре, а потом мандалине, скрипке, гармони. У Касыма Аманжолова есть стихотворение "Тюльпан", там есть такие строчки:

 

Средь развалин – свежий и алый,

Он из крови или огня?

Может, он знаменует начало

Новой жизни, нового дня?

 

У меня сложилось впечатление, что эти строки он будто написал о себе. Он родился где-то совсем рядом с развалинами легендарного дворца, как символ "нового дня, новой жизни". Он тесно связывает свою судьбу поэта с родной ему землёй.

 

"Земля родная, золотая колыбель!

Когда б душа моя не пела, как свирель,

Когда бы камнем я лежал в твоём песке,

Ужель молчал бы я? Безмолвствовал ужель?

Будем надеяться, что прекрасная Кентская земля породит ещё не одного поэта, который в своём творчестве сумеет ярко выразить свою бесконечную любовь к ней.

Сегодня Кентский горно-лесной массив является частью Государственного Каркаралинского горно-лесного заповедника, и охраняется законом. Вместе с тем, необходимо, что горы Кент не были закрытыми для туристов, чтобы они продолжали дарить свою положительную энергетику людям. И каждый турист должен бережно относиться к природе, лесу, не допускать костров, пожаров.

Побывайте в горах Кент и вы будете навсегда ими очарованы.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: