Созерцание чуда

Ежегодно тысячи людей приезжают в Каркаралинский горно-лесной оазис в дома отдыха, пионерские лагеря, турбазу, "Дикими" туристами - и к каждому своему гостю Каркаралинская земля относится приветливо, каждого успокоит, снимет стресс и напитает доброй энергетикой.

 

Горы ценны не тем, что высоки, а тем, что богаты лесом - гласит японская поговорка. Каркаралинский горно-лесной оазис представлен большей частью сосновыми борами, которые покрывают скалистые гребни гор. Сосна - одно из самых светолюбивых растений. Любовь к свету, простору помогает сосне покорять хребты, скалы, взбираться на крутые ее вершины. И когда вы, неусидчивый читатель, поднимитесь на одну из безымянных вершин Каркаралинских гор и обнаружите там одну или несколько сосенок, каким-то невероятным образом зацепившихся своими корнями за редкие трещины в камнях и гордо противостоящих порывам ветра, то восхититесь примером их жизненной стойкости. Вот так нужно - стремиться к вершине и удержаться на ней, презрев штормовые ветры и непогоду.

Чертово озеро

Не случайно высшим эстетическим идеалом японца является сосна на вершине горы. Известный японский поэт восемнадцатого века Рета Осима в своем трехстрочном хокку написал:

Все в лунном серебре…
О, если бы вновь родиться
Сосною на горе!

 

 

Источником поклонения русских поэтов является береза. Она стала одним из символов России. А сосна в русской поэзии изображается как символ вечного покоя, молчания, оцепенения и погруженности в себя. Вспомним строки Пушкина:

 

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

 

Или:


Пред нами лес, недвижны сосны
в своей нахмуренной красе…
Или у Ивана Бунина:
И тихо дремлет бор зеленый…

 

 

 

На Востоке, в Японии, Китае, сосна является символом вечности, неизменности, постоянства, долголетия и неувядания. Великий японский поэт Басё в стихотворении-хокку пишет:

 

Сколько снегов уже видели,
Но сердцем не изменились они,
Ветки сосны зеленые.

 

 

Сосна в японской поэзии еще и символ женской грусти, тоски, томительного ожидания:

 

Пусть, расставшись, уйду,
Но если узнал бы,
Что ждешь, как сосна,
Растущая на вершине Генабу,
Тотчас бы вернулся.

 

 

 

Сосновый бор в Каркаралинском горно-лесном оазисе разнообразен. В широких долинах между складок гор, где почва хорошо увлажнена стекающими речушками, еще можно встретить вековые деревья с могучими стволами и раскидистой хвойной кроной. Здесь лес, будто храм природы, величествен и прекрасен. Эти зеленые гиганты являются свидетелями далекой старины, и многое помнят: и Абая, и Таттимбета, и сотника Карбышева, и сибирских казаков, срубивших первые деревянные дома у подножия гор. А на их склонах сосновый бор уже более светлый, редколесный. Здесь сосны поменьше размерами, прожаренные насквозь солнцем и имеют бронзолистые стволы. Ученые ботаники считают, что в горах Каркаралы произрастает особая реликтовая форма сосны, отличающаяся от сибирской.
Сосна - особенное, замечательное дерево. Не случайно на Новый год люди украшают жилище сосною или елью, а на Востоке в квартиру приносят вязанки хвойных веток. Не случайно среди других деревьев и растений сосна в Японии считается королевским деревом и в парках и садах они занимают самые видные места. Сосны дезинфицируют воздух вокруг себя благодаря испарению летучих веществ, убивающих микробы. Хвоя сосны - это чудесный клад здоровья и долголетия. Из неё изготовляют лекарственные вещества против атеросклероза, инфарктов, инсультов, белокровия и прочих тяжких недугов. Из этих небольших зеленых иголочек получают волокно, годное для выработки ткани, каротин, витамины С и К, смолы, эфирные масла, дубильные вещест-ва, пектины, сахара, безвредную зеленую краску, ценную для животных муку.

Кто не видел янтарно-прозрачные капли выступающие на стволах сосны? В народе ее называют живицей. Еще в летописях было сказано, что смесью воска, жиров и живицы успешно врачевали самые тяжелые раны и язвы. Из живицы еще во времена Гомера греки получали скипидар и канифоль. А сегодня в этом сырье остро нуждается фармацевтическая и химическая промышленность.
Ну чем сосна не чудодейственное дерево и как ей не поклоняться?

Но помимо сосны в каркаралинском лесу можно встретить и колки березы, осины. Здесь произрастают тополь и вяз, клен и древовидная ива. А в ущельях и увлажненных долинах - буйство трав, цветов, кустарников. Среди них и колючий шиповник, и пахучая смородина, и сладкая малина, тальник и можжевельник. А барбарис, как утверждают ботаники, здесь особенный, каркаралинский, такого больше нигде нет. Надолго сохраняется в памяти редкий по вкусу аромат лесной земляники, вобравший в себя всю чудодейственную живительную силу земли. А каркаралинские грибы - грузди, маслята, опята, подберезовики, рыжики и другие - удовлетворят самые разнообразные вкусы.

Самое большое удовольствие человек испытывает от прогулок по этому лесному царству среди диких ущелий, скал, деревьев, трав, цветов, мхов, речушек и ручейков, запахов, ароматов ягод, грибов, насекомых, птиц, зверюшек. Лес - это особый мир, где под действием света в клетках растений, листьях и иголках творится непрерывный процесс фотосинтеза, роста, обновления природы, где каждая травинка, лишайник, куст, цветок живут своей жизнью и каждый из них это чудо, совершенство, тайник природы. Миллионы лет природа непрерывно совершенствовала каждое из своих творений, от-брасывала все лишнее. Сегодняшний лес - это совершенство видов, красок, форм, запахов. Это источник бесконечных эстетических радостей, наблюдений, раздумий. Михаил Пришвин писал: "Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств". Природа, лес не только сопереживает, сочувствует, но и подпитывает своими живительными силами, дарит радость бытия, жизни, творчества. Тихое журчание лесного ручейка, пение птиц, шепот листьев, шум ветра в сосновом бору, безмятежные белые облака в вечном небе - все это дарит успокоение, любовь и надежду. Лес, природа лечат душу человека.

Мудрая природа позволяет человеку лучше осознать себя, свое место на земле, вдохновляет на великие творения человеческого гения. Великий Чайковский, когда создавал свои знаменитые "Времена года", в одном из писем писал: "Я находился в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя днем один по лесу, под вечер по неизменной степи. В эти две недели, без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой, я написал начерно всю "Бурю".

Лесная симфония, фрески скал, гор Каркаралы исполнены величия и красоты. Лес прекрасен в любое время года - и в период буйного весеннего цветения, и летом, удивительно богатом запахами, когда разогретый воздух настоян на смолистой хвое, и кроны деревьев дарят желанную прохладу. Сказочно неповторим лес в дни уходящей осени, когда деревья, кусты одеваются в свои лучшие наряды, золотые и багряные уборы. Прекрасны горы и зимой, когда скалы, плотно укутавшись в белоснежное одеяние, дремлют, равнодушно взирая на холодные степные дали.
Каркаралинский лес к каждому своему гостю находит свой ключик. Если вы материалист, то непременно лес одарит вас и лесными ягодами и грибами. Если вам ближе прекрасное, то годы приоткроют для вас редкие, удивительные уголки природы, полные очарования и таинства. Если вы склонны к философским размышлениям и обобщениям, то необозримые просторы, открывающиеся с вершин гор, напомнят вам о далеком прошлом и о выдающихся событиях этого края.

Хочется сказать и об эстетике гор, скал Каркаралы. Талантливый скульптор и ваятель - природа, долго и хорошо поработала над этим своим произведением. Каркаралинские горы - это поистине каменный цветок Сары-Арки. Солнце, ветер и дожди здесь так преобразили скалы, что они приобрели причудливые формы, напоминая то лицо великана, то животное, то какие-то фантастические существа. Серые и светло-коричневые граниты скал, сложенные плитами, хорошо гармонируют с устремленными вверх соснами. Мы нередко на камни смотрим как на природу, лишенную какого-либо смысла. Тогда как, к примеру, просвещенные японцы горы, лес называют "храмом или святилищем природы". Надо нам учиться у японцев этому особенному, можно сказать, трепетному отношению к природе. Ведь японец может часами сидеть и любоваться цветением сакуры или садом из камней. А как бережно они относятся к природе! Вот чего нам так не хватает. В Каркаралинске есть немало памятников природы, достойных и посещения и удивления. Из каменных произведений природы наиболее примечательными являются Каменные Палаты, или Большая Палатка. Это огромный каменный навес, где может укрыться от дождя или палящих солнечных лучей даже довольно большая экскурсионная группа. А расположены Каменные Палаты на гребне гор, как бы опоясывающим город с северо-западной стороны. Из Большой Палатки открывается прекрасная панорама Каркаралинска, вдали видно Большое озеро, гребни гор. Большая Палатка - прекрасное место не только для отдыха, но и для размышлений. Здесь легко перед глазами встают картины истории этого края, страницы прошлого Каркаралинска.

На стенах Палатки оставили свои автографы сотни честолюбцев. Надо ли это де-лать? Наиболее ранние датируются началом века. А местная доморощенная поэтесса А.Бочанцева еще в 1918 году масляной краской написала целое стихотворение, которое кончается словами:

И предо мной широкий кругозор,
Вот почему душа так чувствует простор.

 

 

Далеко, за десятки километров, видна трехглавая вершина пика Комсомольского. Это высшая отметка Каркаралинских гор. Его высота - 1403 м. В народе его еще называют "Три камня" и "Кабаний Шиш". Три камня - потому, что вершина состоит из трех труднодоступных скал. Кабаний Шиш - потому, что здесь в минувшие времена облюбовали себе место для жизни дикие кабаны. Но с приходом людей кабанов становилось все меньше.
На западном склоне пика согласно легенде имеется пещера, где проживал Жырен-Сакал - Рыжая Борода. Раз в год волшебник Жырен-Сакал мог встреченному им человеку исполнить любые три желания. Но нелегко найти Жырен-Сакала, да и неизвестен день, когда он может исполнить эти три желания. Но легенда и надежда на встречу с отшельником Жырен-Сакалом живут в народе.
Гребень гор Торгизень, ближе к дому отдыха "Трудовые резервы", изрезан острыми зубьями скал. В народе они получили название Аир-Тас - Каменные Вилы. В средней части гребня гор Торгизень имеются каменные ворота. Их еще за внушительные размеры называют воротами гигантов. Неподалеку от каменных ворот на вершине гребня имеется каменная щель, привлекающая к себе своей недоступностью и загадочностью. Таких загадочных мест в горах Каркаралы немало.
В урочище Кендара есть местечко Кырык-селик. Переводится этот топоним на русский язык, как "сорок ведер". Оказывается, один трудяга, житель Каркаралинска, в один из летних сезонов здесь собрал сорок ведер пахучей лесной малины.
Если спросить опытного туриста или жителя Каркаралинска, какую фотографию он предпочел бы показать как визитную карточку гор Каркаралы, то чаще всего можно услышать в ответ - озеро Шайтан-Куль. Несмотря на весьма скромные размеры (в длину всего-то метров шестьдесят, и в ширину метров 35-40), слава этого озера настолько громкая, что впору его можно приравнять к иному озеру-гиганту. Слишком много легенд и тайн продолжает хранить озеро. Согласно одной из них его мшистое дно на глубине один-два метра из ила, хвои, суглинка лишь является верхним природным настилом, а действительное дно уходит вглубь недр более чем на 2 километра. Словом, в тартарары или преисподнюю. И косвенное подтверждение тому мы находим в поэме Сабита Муканова "Сулушаш":

На берег пляшущего серебра
Когда-то Бог, предав проклятью черта,
Швырнул рогатого: Вот та дыра, где сгинешь ты!

 

 

Даже в самом названии - "Шайтан-Куль", "Чертово озеро", есть что-то таинственное, мистическое. В записной книжке-тетради писателя Михаила Пришвина во время поездки в Каркаралинск в 1909 году Шайтан-Куль неоднократно упоминается. Писатель посетил это озеро дважды. Впервые об озере Пришвину рассказал житель Каркаралинска А.И.Тысяцкий. Открыли это озеро казаки случайно во время охоты с собаками, когда шли по следу раненого оленя.
Тысяцкий рассказал писателю также о слухах, что на озере якобы обитает нечистая сила. В записной книжке писателя появилась запись: "Даже при освящении были признаки: телега с дьяконом завязла, архиерей заблудился… услыхал, кулик кричит - значит, озеро… туды-сюды - нет озера. Архиерею верхом ездить по сану нельзя…".
Пришвин также записал, что когда проходил молебен, то был буран и лес сильно шумел, а когда кончился, то все стало спокойно. Описание освящения озера дано в "Семипалатинском листе" от 18 января 1905 года.
Озеро было "освящено". На одной из скал, окружающих озеро, был установлен полутораметровый каменный крест. Изготовил его местный каменотес Костоусов. На кресте сделана запись: "…Силой креста Господня в бегство да претворится все супротивное бесовское действие". Но прошел год, и крест исчез. Старожилы рассказывали, что видели крест на дне озера. Но попытки найти его, пока не увенчались успехом.
Необычная красота озера настолько полюбилась Пришвину, что он 29 августа еще раз посещает Шайтан-Куль. На этот раз проводником писателя был местный портной, который рассказал о посещении озера самим генерал-губернатором. У Пришвина появилась запись: "Губернатор не нашел ничего остроумного, как воскликнуть при виде Чертова озера: "Настоящая Швейцария!" Героиня поэмы Сабита Муканова прекрасная Сулушаш погибает в водах этого озера, оставив на воде свой головной убор "Каркару". Словом, много мистики хранит это маленькое горное озеро.
Шайтан-Куль - излюбленное место многих отдыхающих, туристов. Хорошо посидеть на его берегу, наблюдая за игрой красок воды, слушая таинственный шепот деревьев, легкий свист ветра сквозь щели в камнях.
Кажется, вот-вот колыхнется коричневатая гладь озера, и из ее глубин выйдет какое-то еще неведомое миру существо. Одних озеро пленяет грустью, интимностью пейзажа, близость и дыхание неба, заставляют других задуматься о вечном, о смысле бытия. Вот так же на берегу сидел Сабит Муканов, и перед его мысленным взором разыгрывалась страшная человеческая трагедия, которую он описал в поэме "Сулушаш"…
Словом, посещение этого храма природы, соприкосновение с прекрасным всегда оставляет след в душе человека, его духовно обогащает.
Чертово озеро, Шайтан-Куль, - это вершинное творение природы, Каркаралинских гор в прямом и переносном смысле слова. Это каменная ладонь, высоко (на 1200 м) поднятая к синему небу, а в ладони плещет чудо природы - священная вода. Шайтан-Куль - это поэма, живая сказка из воды, хвои, травы, скал и вечного неба.
В горах Каркаралы есть еще два горных озера: "Пашенное и Бассейн.
Если озеро Шайтан-Куль - таинственное, загадочное, труднодоступное, то озеро Пашенное - открытое, веселое, жизнерадостное. Словом, прямая противоположность Шайтан-Кулю. Озеро раскинулось на сотни метров в ложбине между двумя гребнями гор. Берега пологие, поросшие камышом, кустарниками. В солнечные летние дни озеро наполняется радостными криками детворы, многочисленных отдыхающих. На дорогах озера выросли корпуса дома отдыха "Шахтер", санатория "Карагандашахтстроя", летние оздоровительные лагеря.
Здесь есть все для отдыха: и песчаные пляжи, и сосновый бор, и высокие горы для восхождения. С пика Пионерского и хребта Паровоз открываются просторы Сары-Арки на многие километры. Озеро Пашенное - самое популярное место отдыха в Каркаралинском горно-лесном оазисе. Тогда как озеро Бассейн самое уединенное, которое нелегко найти в путанице гребней гор. Расположено оно, как и Шайтан-Куль, на одном из горных гребней. Скорее, это не озеро, а выемка, углубление в скале. Его относительно правильные размеры напоминают каменную "ванну" или бассейн под открытым небом. Но резвятся, купаются в нем, видно, лишь только горные духи. Бассейн окружают с четырех сторон почти вертикальные стены скалы. А внизу плещется, рябит на ветру прозрачная вода. Угрюмые дикие скалы озера украсила сосна, которая выжила в воде и с каждым годом набирает рост и силы и своими зелеными ветвями, обживая пустое пространство над водой.
В Каркаралинских горах есть немало мест, где редко бывают туристы. Одним из таких является хребет Шанкёз - Затуманенный Взгляд. Хребет представлен высокими горами с высшей отметкой -1360 м, поросшими густым лесом. Один из склонов горы Шанкёз называется Аю-Шат - Медвежье Место. Когда-то, еще лет сто назад, здесь жи-ли бурые медведи, пришедшие с Алтайских гор. Теперь их здесь нет, но встречается горная кошка - рысь. На одном из крутых склонов хребта Шанкёз есть скала Капыря. Здесь - гнездилища беркутов. Местные охотники с помощью веревок не раз проникали к труднодоступным гнездам и забирали птенцов, обучали их охоте на лис, зайцев и даже волков.
Можно долго рассказывать о достопримечательных местах и красотах Каркара-линских гор, о его скалах, ущельях, лесных полянках и речушках, урочищах и заимках. Но, как писал великий японский поэт Басё: "То, что не высказал я, сильнее того, что я сказал". Каркаралинские горы, без сомнений, прекраснее и многообразнее всего того, что изложено в данной статье. И каждый раз грустно прощаться с этим чудом природы. Смотрю очарованно на эти горно-лесные дали, вдыхаю сосновый аромат. Когда еще смогу побывать здесь, снова ощутить его могучую живительную силу?

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: