АБАЙ - МУДРЕЦ

В последние годы Абай неторопливо пишет Книгу слов, их еще называют ''Кара-сёзь", "Гаклия", "Назидания". Книга построена в виде философских раздумий, обращена прежде всего к казахскому народу. Жанр назиданий или нравоучений известен давно в лите­ратурном мире со времен "Еклезиаста". В Книге слов Абай размыш­ляет о своем народе, о себе, о назначении человека, о судьбе, добре и зле, о непреходящих духовных ценностях, о нравственных качествах человека, о глупости и мудрости, о богатстве и бедности, о жизни и смерти. Это сборник мудрости, советы Учителя. В этой книге Абай обобщил не только опыт собственной жизни, но и всего человечества. В ней он собрал и драгоценные сокровища народной мудрости, пословицы и поговорки казахского народа, мысли многих великих мудрецов Востока и древнего мира. Цена каждого слова измеряется всем опытом человечества. Книга написана сердцем мудрого человека, сердцем, наполненным       состраданием и болью за свой народ. Каждая мысль Книги слов Абаем выстрадана, пропущена через сердце.

 

Абай попытался ответить на самые трудные и тяжелые, быть может даже никогда не разрешимые вопросы человеческого бытия: что есть истина? что такое душа человека? что есть Бог?

"Назидания" Абай стал писать уже когда «обессилел и устал душой», убедившись "в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни".

Абай остался наедине со своими тяжелыми раздумьями. Чему же посвятить остаток дней своих? Чем заняться? Если пытаться облегчить страдания народа, то успеха не добьешься. Ведь народ неуправляем. Может умножать стада? «Пусть дети разводят скот, - решает Абай, - Стоит ли тратить последние силы на то, чтобы облегчить существование воров, лиходеев и попрошаек". Может постигать науки? "Некому передавать свои знания, как не у кого и взять их" - размышляет Абай и с сарказмом добавляет - "Что толку сидеть в пустыне, разложив дорогую ткань и держа в руках аршин?". А может посвятить себя Богу? Опять не выходит. Для веры, прежде всего, нужен покой. Откуда взяться благочестию, когда ни в чувствах моих, ни в повседневной жизни нет успокоения и в помине. Не видит Абай выхода и в воспитании детей. Слишком печальную картину представляет Степь. Остается лишь одно: взять бумагу, чернила и записывать свои мысли. "Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово , и он перепишет его для себя или просто запомнит, а если нет - мои слова, как гово­рится, останутся при мне". Так начал свое "Слово" мудрец Абай.

Абай не случайно обратился к Слову. Он понимает, что для человека и человечества слово имеет огромное непреходящее зна­чение. "Вначале было слово" - так гласит древняя мудрость. Слово совершенствует человека, зовет его к новым вершинам. И в Степи слово всегда было весомо и значимо. "Слово дороже самого сильного верблюда и лучшего коня" - говорит народная пословица. Через слово Абай решил донести людям свои думы, свою тревогу.

Слово Абая предельно чистое и честное. Он не раболепствует перед сильными мира сего, не собирается заигрывать, даже со своим народом. Его кредо - обнаженная правда, высокая истина. Почитайте десятое слово: "Странно я отношусь к своему народу. Не пойму, питаю к нему неприязнь или люблю? Если б любил, то без малейшего сомнения одобрил бы его поступки и среди всех черт нашел бы, хоть одну, достойную похвалы. Моя любовь не давала бы погаснуть вере, будто мои соплеменники обладают качествами, присущими великому народу. Но нет у меня этой веры.

А если бы не любил, то не разговаривал бы с сородичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли.

Просто не мог бы общаться с ними, и не было бы мне дела до того, что среди них происходит. Откочевал бы, чтоб с глаз долой. Но не смог я сделать и этого".

В двадцать четвертом слове Абай с горечью говорит, что из двух миллиардов людей, населяющих земной шар два миллиона составляет его народ - казахский народ, который столетиями ведет кочевую жизнь, не имеет ни городов, ни дорог, ни промыш­ленности. Тогда как в мире происходят бурные перемены, Степь продолжает жить своей прежней дремотной жизнью. "Неужели же мы так и останемся ничтожнейшим среди других народов мира",- ­со скорбью вопрошает мудрец - ", … и это мой народ, который я люблю и к сердцу которого ищу тропу"

Абай судьбу кочующих казахских родов, тысяч семей своего народа, воспринимал как свою судьбу, боль и страдания народа, как свои боль и страдания. Только большая любовь к своему народу заставляет его бороться с его темнотой и невежеством, вскрывать язвы и пороки общества.

"Чем мы лучше животных, которые видят мир и не понимают его? Мы тоже ничего не знаем, однако дорожим своим невежеством. Мы хотим жить, но деремся друг с другом и обнажаем для удapoв свои вены" - размышляет тревожно Абай.

"Вот сядет им  на голову птица счастья, и станут они вла­дельцами полумира, умножат стада и всё купят за свой скот. Так, ходят они, задрав нос. Честь, разум, наука – все это для них ниже скота. Они думают, что за подарки скотом можно получить даже доброе мнение Бога. Для них религия - скот, народ - скот, знания - скот, совесть - скот".

Во времена Абая в степи господствовала мораль феодальной верхушки, мораль богатого и сильного: кто силен, тот должен показывать свое превосходство, совершая насилие над слабым; кто батыр, тот должен демонстрировать свою силу, грабя как своих, так и чужих; кто богат, тот должен показывать свое могу­щество над бедняками. Абай решительно выступил против этой правящей, господствующей морали и провозглашает иную мораль ­мораль гуманизма, человечности, добродетели. Все его этические, нравственные раздумья сводятся к афористически сжатой формуле «Адам бол - Будь человеком!». Её можно назвать формулой Абая. Человек - это самое совершенное создание на земле, самое дорогое её сокровище. Человек - это украшение мира, его разум и мудрость, венец природы "Как солнце и луна - украшение неба, леса и ягоды ­украшение гор, а украшение земли - человек" - убежден Абай.

Он провозглашает: "Я славен тем, что я - Человек". При этом под Человеком  Абай понимает того, кто разумен, справедлив, трудолюбив, образован, честен. Чтобы "быть Человеком" по мнению Абая необходимо любить труд, стремиться к знанию, разумности в поступках, контролировать себя, быть дружественным к людям, бороться со злом. "Самый жалкий человек - это человек без стремлений" - утверждает Абай. Но устремления человека должны быть добродетельными. «Подлинно добродетельный человек должен быть сыном народа, жить его интересами и чаяниями, трудиться для народа», - вот идеал Человека в представлении Абая.

Мною  сделана попытка на основе сорока пяти Слов Абая сформу­лировать нравственный кодекс А6ая "Адам бол", который состоит из десяти основных требований. Этот нравственный кодекс Абая

"Адам бол" пока живет человечество никогда не устареет.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: