В краю Каркаралы

Абай Кунан6аев родился 29 июля (10 августа по старому стилю) 1845 года  в урочище Каскабулак. Чингисской волости, ныне Абайский район Семипалатинской (Восточно-Казахстанской) области. Урочище Каска6yлак расположено в горах Чингизтау. По преданию здесь находилась  стоянка великого завоевателя Чингизхана. А6ай родился в семье предводителя рода Тобыкты племени Аргын Кунанбая Ускенбаева.

 

Абай КунанбаевОдин из предков Кунанбая был известный в степи батыр Богембай, прославившийся во времена джунгарского нашествия.

Дед Абая Оскен6ай (Ускенбай) заслужил в степи славу справедливого бия, которому приходилось разрешать споры между родами. Кунанбай имел четыре жены. Мать Абая Ольжан (в романе М. Ауэзова "Путь А6ая" мать носит имя Улжан) была второй женой Кунанбая и npоисходила из  поколения знаменитого в роде Божан бия Бертыса, приведшего киргиз рода Каракесек в Каркаралинский уезд в горы Куу, Эдрей, Мыржык". Так записано в некрологе «Абай Кунанбаев», составленном А.Букейхановым, опубликованном в "Записках Семи­палатинского подотдела Западно-сибирского отдела императорского русского географического общества в 1907 г. Некролог был опубли­кован с портретом А6ая Кунан6аева с надписью "киргизский поэт Абай Kyнaнбaeв». Это был первый печатный материал об Абае. Отец назвал мальчика Ибрагимом, мать же дала ему ласкательное имя Абай, то есть «осмотрительный, вдумчивый». Это имя так и осталось за ним. В детские годы мальчик Абай в полной мере ощутил любовь и ласку матери Улжан и 6абушки Зере. С молоком матери А6ай впитал в себя нежность и красоту народных песен, от  бабушки мудрость и волшебство сказок и былин. Ласковое сердце и любовь  этих двух женщин оставили глубокий с.лед в сердце Абая, которое осталось на всю жизнь открытым, добрым, восприимчивым к чужому горю.

Влияние отца на воспитание сына Ибрагима было меньшее, но Абай генетически унаследовал от своего отца прекрасную память и высокую одаренность. Ссыльный поляк Адольф Янушкевич, который не раз посещал аул Кунанбая, оставил в дневнике запись об отце Абая. "Кунанбай - это не просто машина для говорения, часы, которые только тогда не идут ,когда не заведены. Как только проснется, пускает в ход свой язык и говорит неустанно, пока не заснет... Каждую минуту приходят к нему киргизы за советом, а он, как оракул, который вещает со своего треножника, часто подперев бока руками, на каждые три слова цитата из шариата, а память у него такая удивительная, что все указы и распоряжения правительства приводит, будто по книжке читает". И далее"  …судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые". А. Янушкевич, будучи гостем Кунан6ая, создал образ прямо-таки идиллический, степного царя Соломона. Он видел его со светлой, солнечной стороны. Но на страницах романа "Путь Абая" Кунанбай предстает совсем другим, как жестокий властитель и деспот, притесняющий враждебные ему роды. Кто же прав из них, А Янушкевич или М. Ауэзов? Надо учитывать, что М. Ауэзов в лице Кунанбая создал собирательный образ степного феодала-угнетателя и, описы­вая его с классовых позиций, несколько сгустил его отрицательные стороны. Поэтому, как утверждали древние философы: истина лежит где-то посредине.

В 1849 ГОДУ отец Абая Кунанбай Ускенбаев был выбран ага-султаном Каркаралинскоro уезда и переехал на постоянное местожительство в уездный город Каркаралинск вместе с много­численной семьей и свитой людей обслуживающих  их. Так маленький Абай оказался в Каркаралинске, с которым на всю жизнь были связаны многие теплые воспоминания.

Обратимся к страницам романа Мухтара Ауэзова "Путь Абая".

"Абай с отцом давно уже приехали в Каркаралинск. Стояла зима, снег плотно укутал землю. Кунанбай поселился в центре этого  небольшого городка, в просторном деревянном доме с зеленой железной крышей. Дом принадлежал гостеприимному татарину - ­торговцу, любившему общество казахов. Ага-султан прибыл в город в сопpoвождении многочисленных сородичей и нукеров (свиты, слуг и охраны). В домах, расположенных вокруг квартиры Кунанбая разместились его братья - Майбасар, Жакип и другие сородичи со своими близкими и слугами. День и ночь дома Кунан6ая и Майбасары были полны переводчиков и стражников… ".

Много раз по улицам Каркаралинска проезжал нарядный тарантас, ага-султана Кунанбая, запряженный тройкой лихих лошадей, позванивая колокольчиками и бубенцами и, каждый раз, сопровождаемый внимательным взглядом многих людей.

"С первого же дня появления Кунанбая в Каркаралинске Майбасару со всех сторон приводили жирных овец, яловых, отгульных ко6ьлиц, откормленных стригунов и другой убойный скот - подношения Кунанбаю по случаю приезда…".

Так началась деятельность Кунанбая в Каркаралинске в должности ага-султана. Рассматривая различные конфликты между представителями различных волостей, Кунанбай нередко разрешал их в пользу того, кто больше поднесет. Об этом так пишет Мухтар Ауэзов в своем романе ·'Путь Абая". "Чем ближе к Тобыкты, тем число подношений все увеличивалось. Теперь уже мало кто из свиты не вел за собой коня". Аппетит приходит во время еды. Кунанбай, используя власть, все более втягивался в межродовые распри, извлекая из этого немалую пользу. В Омском архиве хранится объемистое дело "О противозаконных поступках султана Кунанбая Ускенбаева", который о6виняется в угоне скота "у приверженцев противной ему партии родов кокчинского, куте6аков­ского и джигитекского". В следственном деле говорится " о напа­дении хорунжего Кунанбая Ускенбаева с пятистами киргизами на таковых же куте6аковского и джигитенского родов, об угоне у киргиз Иpалиных 250 лошадей, нанесении ран 9 человекам и захвате четырех человек в свои аулы". Дело получило широкую огласку. Чтобы замять это нашумевшее дело Кунанбаю пришлось Божею Иралину вернуть часть скота и для примерения родов отдать свою дочь на воспитание в семью Божея. Межродовая борьба за пастбища временно приостановилась, а затем вспыхнула вновь с новой силой. Вновь посыпались жалобы на ага-султана. "Правитель Кунанбай громит аулы, напал на траурную кочевку. Он вовлекает роды тобыкты в кровопролитные схватки и взаимные убийства. Непрестанные жалобы русским областным властям на произвол и насилие Кунанбая привели к тому, что Кунан6ая арестовали и в июне 1859 года он был снят с должности старшего султана Каркаралинского округа. Кунанбай первоначально содержался в Каркаралинске под надзором окружного приказа, а затем был перевезен в Омск. Так довольно скандально закончилось ага-султанство Кунан6ая. Любопытно, что из Омска в Каркаралинск для передачи на поруки Кунанбая сопровождал отец Чокана Валиханова, полковник Чингиз Валиханов, поступивший на службу в пограничное Управление сибирских киргизов. Дело бывшего старшего султана Каркаралинского округа тянулось до 1862 года, но так и не получило окончательного разрешения. А Кунан6ай, вернувшись в родные места, занял должность волостного управителя Кокше-Тобыктинской волости. Все эти события описаны на страницах романа М .Ауэзова "Пyть Абая".

Чтобы сгладить свои промахи, ошибки, корыстные деяния и оставить память о себе в Каркаралинске Кунанбай еще в период своего ага-сyлтанства построил деревянную мечеть. Об этом так описано в романе "Путь Абая": "В городе Абай и от отца и от других часто слышал о мечети. Он знал, что построив её, Кунанбай завоевал всеобщее уважение и славу. Первую и единственную мечеть в Каркаралинске и во всем округе начали строить на средства Кунан6ая еще в прошлом году. Сегодня она должна быть освящена. Муллы в городе и знатные старейшины в аулах не переставали восхвалять Кунанбая за эту мечеть. На освящение мечети приезжал даже Имам Хасен Саратау. Это было крупное событие в Каркаралин­ске. Все в округе говорили о мечети Кунанбая, который на этом приобрел немалый политический капитал. Какова же дальнейшая судьба мечети Кунанбаева. Порою судьбы зданий удивительно напоминают судьбы людей. В советское время  минарет был разобран, а здание одно время. было закрыто, потом использовалось как складское помещение, затем по решению властей его отдали под дом пионеров. В здании стали частыми бодрые звуки горна и барабана. Но в последующие  годы было решено вернуть отобранную и поруганную мечеть. Было принято решение об её реставрации. Здание было разобрано, а на его месте поднялась обновленная мечеть, достойная памяти акына Абая и его отца Кунанбая. В марте 1992г. состоялось открытие новой мечети.

В романе-эпопее М.Ауэзова «Путь Абая» немало страниц посвящено Каркаралинску, хорошо показана неразрывная связь Абая с землей Каркаралы. Желая усилить :влияние Каркаралинского периода на формирование Абая, Мухтар Ауэзов в романе делает его более взрослым. Души поэтов рано взрослеют.

«Когда А6аю становилось скучно у отца, он начинал бродить из дома в дом, чтобы развлечься. Так и сегодня после утреннего чая он пошел к Май6асару. Был солнечный день. Окрестные холмы уже покрылись снегом и дремали под белым пушистым ковром. Стройные сосны пригорода казались Абаю стариками, надвинувшими на лоб белые шапки».

"Сколько разных людей он встретил в городе, сколько новых мыслей зародилось в голове. Он собственными глазами видел знаме­нитого Шоже и слышал его своими ушами… ". Этой важной встрече Абая с прославленным акыном Шоже Каржауовым Мухтар Ауэзов посвятил более двух страниц. Он рисует Шоже "пожилым, о бородой, тронутой серебром" в окружении любящей его толпы горожан и степ­няков, спорящей за право у кого остановится слепой поэт на ночлег. И тут же Шоже спел 6лестящую импровизацию на тему последних  новостей, где задел всех степных воротил, включая Абая Кунан6ая. В степи любят остpoe слово.  А6ай видел, как люди смеялись, «щелкали языком» в восторге от меткости и мгновенной реакции старца акына. Встреча с акыном, его метким словом поразила впе­чатлительного юного Абая. «Ему казалось, что сейчас он познал ту великую силу, которой дано потрясти МИР. Не замечая ни улиц, ни прохожих, он шел, поглощенный своими думами». Здесь в Каркаралин­ске А6ай много раз видел разных людей,  от влиятельных знатных казахов края Акшинбая и Баймурына до пpостых людей. Отец Кунанбая даже просватал юного Абая за дочь Акшинбая Дильду. При этом  пришлось пожертвовать «косяками лошадей и стадами верблюдов» в качестве калыма. Ведь Алшинбай был внуком прославленного Казыбек-бия. Но маленький Абай стеснялся и избегал своего влия­тельного родственника.

Где жили Кунан6ай и Абай в Каркаралинске? В романе «Путь Абая» Мухтар Ауэзов пишет, что по приезду в Каркаралинск новый ага- султан со своей свитой и семьей разместились в восьми домах.

В доме, где жил Кунанбай пишет М. Ауэзов «… царил необычный шум, двор был полон верховых и пеших. Во всех аулах и закоулках  толпились тяжебщики и, сгрудившись по пять - десять человек, вели переговоры. Одни и те же слова неслись отовсюду: «Волостные, бии…  следствие, приговор…условия, взыскания…вина, мир, ссора…». Большинство приехавших принадлежит к Бошан. Их легко распознать по чапанам. Кое-где мелькала одежда тобыктинокого покроя или же овчинная шуба и малахай с острой макушкой племени Кирей".

Мухтар Ауэзов дал описание и дома Кунанбая, его внутреннее убранство.  «Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в гopoде, висели дорогие меховые шубы, вышитые молитвенные коврики, изре­чения, писанные на материи арабской вязью. Вдаль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шелковые занавески. На дверях и окнах висели красивые сюзане. За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели на груде одеял Кунанбай и Акшинбай».

Где дом Абая в Каркаралинске? В энциклопедии "Караганда. Карагандинская область" на странице 286 дана фотография "дома, где проездом останавливался Абай".  Очевидно, это касается более позднего периода жизни Абая. А в детстве? Краеведы расходятся в этом вопросе. Как следует из выше приведенной цитаты из романа М.Ауэзова «Путь Абая» дом Кунан6ая был в центре города и принадлежал купцу-татарину. По мнению уважаемого Каркаралинского журналиста, ветерана войны Шаке Мезгель6аева, с которым я был лично знаком и не раз встречался, это был дом Галиулы Бекметова, богатого купца, который не только торговал, но и занимался добычей и переработкой свинцовой руды в Прибалхашье. Краевед Ю.Г. Попов в своих изысканиях ссылается на народного акына Габдимана Игенсартова, который утверждал, что в Каркаралинске Абай останавливался у настоятеля мечети Кунан6ая Имама Карамолда. Но это касается, опять же, более позднего периода жизни А6ая.

А где жил Абай в детстве, когда и не было мечети? Возможно, местные каркаралинские краеведы  уже внесли ясность в этот вопрос: Со своей стороны хотел бы  сказать, что Каркаралинск в описываемые далекие годы середины прошлого века был деревянным, срубленным топором. Кроме того, огромный пожар в Каркаралинске в 1900 году уничтожил всю казачью и много зданий в центральной части города. После пожара Каркаралинск был обновлен. Поэтому отыскать дом, где жил Абай в нынешнем Каркаралинске,  представляется довольно непростым делом.

Каркаралинский период жизни Абая составил почти восемь лет детства. А детство живет в человеке очень долго, порою всю жизнь. А в гениях детство не умирает никогда. Таковы, и Пушкин, и Moцapт, и Толстой. В детстве природа оказывает на человека огромнейшее  эстетическое воздействие. Замечательный русский писатель Леонид Леонов писал о себе: "Всю жизнь пользуюсь впечатлениями, которые вынес из детских лет, из родных калужских лесов…". А поэт Гёте утверждал: « Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки".

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть -  свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык..

Это уже стихи замечательного русского поэта Федора Тютчева. Душа, свобода, любовь и язык природы Каркаралы открылись маленькому А6аю во всей её первозданности и красоте. Удивительно много поэзии в природе Каркаралы, в его скалах и ущельях, лесе, прозрачных речушках, тихих полянках, рассветах и закатах, красках и звуках. Каркаралы обладает какой-то своей аурой, необыкновенной притягательностью. Это храм природы и красоты, несущий людям огромный эстетический заряд, обладающий высокой энергетикой, которая подпитывала и продолжает подпиты­вать щедро многие тысячи людей и местных, и приезжих. В силу этого каркаралинская земля породила десятки талантливых людей: поэтов, композиторов, певцов, писателей, ученых, профессоров, докторов и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь на каркаралинской земле мальчику Абаю все было впервые. Здесь будущий поэт впервые ощутил, почувствовал красоту природы, её многообразие, очутился в удивительном царстве деревьев, трав, цветов, мхов. листвы. ягод, грибов, впервые услышал шум соснового бора, журчание лесного ручья, увидел запоминающиеся образы диких окал. ощутил выразительное молчание камней. А сколько радости принес ему мир птиц, зверюшек, насекомых, бабочек. Все вокруг шумит, поет, стрекочет, сотрясая радостно воздух всевозможными звуками. Здесь он впервые совершал первые путешествия в сказочное лесное царство Берендея. Здесь впервые Абай ощутил радость «восхождения" на недалеко от городка каменную скалу – вершину.

Кстати, в горах Каркаралы живет легенда о встрече мальчика Абая с повелителем гор Каркаралы Бабаем-Шашты-Азизом.

Очень редко кому удается встретиться с этим ясновидящим. Но если такое случится, то повелитель гор исполнит любое пожелание встречного, и только одно.

Однажды утром Абай заявил бабушке Зере и матери Улжан, что он видел сон и ему нужно сегодня подняться на гору. Он давно хотел подняться на эту гору, но каждый раз мама и бабушка его отговаривали. Но в этот раз мальчик был удивительно настойчив.

И они согласились. «Только будь осторожен!» - строго наказывала мама сыну и даже пошла вместе с ним. Но у подножия горы мальчик заявил, что пойдет сам, он уже большой. И мальчик легко, как молодой архар, стал подниматься вверх, вначале по едва приметной горной тропинке, цепляясь за кусты, а потом уже по голым камням, которые были все круче и круче. В это время горный дух Бабай-Шашты-Азиз уже следил за мальчиком, как он упорно лезет вверх на высокую гору. Не испугается ли? Не свернет ли назад вниз?

А  мальчик поднимался все выше и выше, смело взбирался на крутые бока скалы, чтобы увидеть всю степь, сразу всю Сары-Арку. Еще небольшой подъем и мальчик на вершине. Он пришел в неописуемый восторг при виде родной бескрайней степи. С вершины горы люди, лошади, ожидающая мама казались маленькими, как букашки, юрты, как камешки, дома, как кирпичики.

"Это я, Абай Ибрагим Кунанбаев, из рода Тобыкты!" – звонко во весь голос закричал мальчик. Я хочу, чтобы все услышали меня, весь мой род, все люди Сары-Арка. Я люблю вас всех очень сильно. Я хочу вам всем помочь». Звонким эхом рассыпался голос по окружающим горам и долам. Горный Дух Бабай-Шашты-Аэиз все слышал и видел. Этот мальчик понравился повелителю гор. «Пусть исполнится желание мальчика. Пусть его голос услышит вся необъятная Сары-Арка. Пусть его душа будет чутка к боли и страданиям людей. Пусть его устами народ узнает пути своего спасения и избавления от зла,- решил мудрый  повелитель гор. И в этот миг слегка коснулся легкими перстами головы мальчика. А6ай почувствовал легкое головокружение и сердцебиение, шум и звон в ушах. Но это быстро прошло, и мальчик стал опускаться вниз. Так произошла встреча маленького А6ая с повелителем гор Бабаем-Шашты-Азизом.

Потом, спустя годы, как бы вспоминая минувшее, А6ай записал:

Я с утеса кричал, -

Мне простор отвечал,

Отвечали и горы, и дол.

Но услышав звук

Я искал вокруг:

Как, откуда тот звук пришел?

Был все тот-же утес подо мной.

Отклик есть,  но отклик пустой.

Здесь в Каркаралы в детской душе А6ая впервые зародилась любовь к природе родного края, которая спустя годы проявится так щедро и могуче в его поэзии, в его песнях. Природа Каркаралы оставила неизгладимый след в душе и памяти А6ая. Музы Каркаралы счастливо одарили мальчика А6ая. Здесь он впервые услышал виртуозную игру кюйши на домбре и кобызе, песни степных певцов-акынов. Здесь он научился слагать из букв первые слова и предложения. Впервые услышал, незнакомую русскую речь, веселую игру русской гармони, протяжные русские народные песни казаков.

Сегодня поэзия не в моде, поэты в загоне, народ едва концы о концами сводит, словом не до поэзии. И все же я осмелюсь высказать крамольную мысль, что в Каркаралинске нужно 6ыло бы создать дом-музей Абая, а на одной из площадей города установить памятник юному Абаю. Считаю, что день рождения Абая нужно сделать праздником вели­кого поэта Абая, праздником поэзии в нашем крае. Этот праздник необходимо проводить в Каркаралинске. Кому неизвестна знаменитая гётевская фраза? « Kто хочет узнать поэта, да отправится в страну поэта". Здесь  лучше можно прочувствовать духовную близость, созвучие поэта с древней землей Каркаралы. Этот праздник должен быть интернациональным, как призывал великий Абай. Пусть на нем звучит музыка, стихи, песни всех народов, населяющих землю карагандинскую и казахов, и русских, и украинцев, и немцев, и татар, и корейцев… Для карагандинцев одновременно это была бы еще редкая возможность встретиться с природой Каркаралы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И еще. Обратимся к первому тому М.Ауэзова "Путь Абая".

На странице 411 читаем. "Слушая музыку или песню, способную тронуть его душу, Абай всегда начинал грезить. Картины природы, люди, события проносились перед ним - И он погружался в это море образов. И сейчас песня, исполненная вдохновения, оторвала его от всего окружающего. Певец, широкоплечий и статный, превратился в его воображении в могучего степного великана. Этот великан - ­великан искусства поднимается на вершину Кокше, самую высокую в родной Сары-Арке и окидывает взглядом необъятные простор, холмистые степи, прохладные берега озер. Он видит жизнь населяющих их народа и шлет свой призыв туда, где торжествует сильный, где спесиво кичится родовитый, где глухо стонет народ. И льется из могучей груди свободная песня, звуча, как боевой клич: «Я иду! Иду с песней! Какое сокровище драгоценнее её? Она проникает в тебя до костей, волнует твою кровь - попробуй не откликнуться, попытайся не слушать!

Слова это или непрерывно сверкающие искры? … Песня, как вихрь, очищает воздух, как светлый поток, смывает зловония и грязь с холмов Сары-Арки… Громадные сосны на высотах Кокше склоняют вершины и безмолвно слушают ее, тихо покачиваясь плавными размахами - совсем как шелковая кисточка, на шапочке Биржана. И сама темная ночь Сары-Арки мягка, как черный бархат его чапана».

Художник Мухтар Ауэзов живописует образ поэта - могучего степного великана на самой высокой горной вершине Сары-Арки, окидывающего взором её необъятные просторы и поющего на всю степь свою песню-призыв к народу. Эту вершину писатель назвал Кокше, памятуя вершину, венчающую горы Кокшетау. Но ведь высота этой вершины составляет всего 471 м. И горы Кокшетау - карлики в сравнении с горами Кызыларай (г.Аксоран, 15б5м), Кент (I469м) , . Кошубай (I559м). Если читатель скажет, что гора Кокше - собира­тельный образ, то он будет совершенно прав. И все же, и все же… Детство Абая прошло у гор Каркаралы, которые венчает каменный трезубец. С разных сторон на десятки километров виден этот пик. Раньше эту гору называли "Жьrpенсакал". Потом назвали "Кабаний шиш", а другие просто "Три камня". А с 1933 года пик получил название "Комсомольский» в честь массового восхождения молодежи на него. Высота пика по последним геодезическим съемкам - 140Зм, то есть почти в  три раза превышает высоту горы Кокше. Это гора тоже не самая высокая в Сары-Арке. Но знаменитому писателю вполне можно было бы поэта-великана представить именно на этой горе.

Я не сторонник скоропалительных переименований, волна которых прокатилась по Казахстану. И все же считаю, что самая высокая горная вершина, венчающая горы Каркаралы, которая сегодня носит название пик Комсомольский, должна носить имя поэта А6ая - Пик Абая. Считаю, что дух Абая продолжает витать над этим краем "

В зрелые годы Абай тоже нередко бывал в степях Централь­ного Казахстана, в Каркаралинске, урочищах Айран, Едрей и Мыржак нынешнего Казыбек6ийский районов Карагандинской области. К Абаю, как к человеку неподкупной честности, мудрецу и знатоку степных обычаев и указов и законов царского правительства тянулись      обиженные рода и племена за советом и помощью. "Даже казахи отдаленных уездов - Каркаралинского, Павлодарского, Усть-Каменогорского, 3айсанского и Лепсинского - приезжали к нему за разрешением давних раздоров по земельным и иным тяжебным делам" - писал великий знаток Абая Мухтар Ауэзов в своем очерке "Жизнь и творчество Абая" - "Абай не являясь ни в какой мере официальным лицом, порой должен был решать спорные дела как избранный третейский судья».  Он брался за них для того, чтобы вывести из вражды, спасти от новых набегов безвинные массы народа, чтобы заставить присмиреть поджигателей этой борьбы. По единогласному свидетельству современников мы можем судить насколько проникновенным, справедливым и бескорыстным  был суд Абая". Бывал он и на Кояндинской ярмарке, о которой упоминает Мухтар Ауэзов. Кояндинская ярмарка устраивалась в мае-июне каждого года. Это было крупным событием и грандиозным зрелищем в степи, открытие которого с нетерпением ждали. Кочевники пригоняли сотни тысяч голов скота, купцы привозили всевозможные товары со всех концов света. Сюда съезжались в это  время не только местные купцы из Акмолы и Семипалатинска, но из Ташкента, Бухары, Коканда, Китая, Сибири. Это был тот рынок,  о котором мечтают сегодня: чай, фарфор, различные на выбор ткани, шелк, 6язь, ситец, сукна, меха, кожи и изделия из них, металли­ческие изделия, посуда, ножи, котлы, топоры и бесконечно мно­жество всего другого, всего не перечислить.

Кочевое население торговало кожами, пухом, кошмами, но главным товаром на ярмарке был скот и главной конвертируемой валютой был баран. Толпы людей собирали борьба, скачки, цирковые выступления и конечно айтысы, на которые приезжали прославленные акыны степи. Словом, было, что и купить и посмотреть на Кояндинской ярмарке.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: