Витт Анатолий Иванович

Анатолий Иванович Витт родился в селе Константиновна Донецкой области. Ему не было и десяти лет, как началась война. Семья Витта была эвакуирована в Казахстан, в Павлодарскую область. В 1950 году молодым пареньком Анатолий начал трудовую деятельность горнорабочим на строительстве угольного разреза №1 Экибастузского месторождения.

 

С виду неприметный, небольшого росточка, худющий он с первых дней работал с полной отдачей. А работать приходилось большей частью лопатой, за экскаватором зачищать уголь. Он с завистью смотрел на работу экскаватора, и ему страстно хотелось управлять этим железным гигантом. Толкового, старательного Анатолия Витта назначили помощником машиниста, а затем, после окончания курсов, и машинистом экскаватора. В 1963 году Анатолий Витт окончил вечернее отделение Экибастузского горного техникума, получил специальность горного электромеханика. Многие годы он проработал на разрезе «Центральный». А когда была сдана в эксплуатацию первая очередь разреза «Богатырь», то ему предложили возглавить бригаду первого роторного экскаватора. С 1970 года он работает на разрезе «Богатырь» бригадиром-машинистом экскаватора SRs(к)-¬470 №2. Совсем не случайно доверили ему эту дорогую импортную машину. Знали его бережное отношение к технике, а, главное, его дотошность, любовь к новой технике, стремление разобраться в конструкции машины, выявить её сильные и слабые стороны. Экскаваторы были экспериментальными, сделаны для условий разработки крепких экибастузских углей. Чтобы увеличить усилия копания была увеличена мощность привода ротора, укорочена стрела, изменена ходовая часть, в два раза увеличено число ковшей, усилена конструкция всей машины. Впервые в мировой практике хотели роторной техникой вынимать столь крепкие каменные угли. При работе по целику из-за высоких динамических нагрузок резко снижались показатели работы экскаватора, надежность работы его отдельных узлов, машину качало. Коллектив экипажа роторного экскаватора SRs(к)-470 №2 внес десятки предложений, улучшивших работу механизмов и электрооборудования экскаватора, увеличивающих срок эксплуатации отдельных узлов и деталей, повышающих эффективность работы экскаватора. Из-за большого содержания влаги пласта отвальный конвейер экскаватора SRs к)-470 не успевал перемещать уголь, поступающий с роторного конвейера. Уголь накапливался в перегрузочном бункере, заваливая поворотную платформу. Расчищать ее приходилось вручную. Громадный экскаватор простаивал около часа, а это каждый раз потеря сотен тонн угля. Машинисты экскаватора А. И. Витт, Л. А. Устименко и А. Н. Горбач предложили увеличить диаметр приводного барабана отвального конвейера экскаватора на 100 миллиметров. Для уменьшения веса барабана его изготовили из вальцовочного металла. Предложение рационализаторов помогло увеличить скорость движения отвальной транспортной ленты с 3,95 до 4,6 метра в секунду. Бункер больше не перегружался. Одновременно в электрическую схему пуска двигателя добавили одну ступень сопротивления, что снизило величину пускового тока, увеличило пусковой момент и, соответственно, повысило надежность работы двигателя. Достигнут высокий экономический эффект. Бригада А.И.Витта успешно освоила германский экскаватор, но добычу угля производили только после рыхления массива буровзрывным способом. Январь 1971 года выдался особо тяжелым по погодным условиям, то буран с шальными ветрами, то пронизывающий мороз. И несмотря на капризы погоды бригада А.И.Витта добыла 134801 тонну угля, выполнила план на 107,8%.


А в 1972 году бригада А.И.Витта экскаватором SRs(к)-¬470 уже 1 ноября выполнила годовой план, а всего до конца года было добыто 2192 тысячи тонн угля. На следующий год бригада А.И.Витта добыла уже 2839 тысяч тонн угля, что выше плана на 364 тысячи тонн. В 1974 году бригада А.И.Витта добыла и отгрузила 2965,6 тысячи тонн угля, в том числе 65,6 тысячи тонн сверх плана. В 1974 году этому коллективу присвоено звание бригады коммунистического труда. В январе 1975 года добилась рекордной для данного типа экскаваторов выработки, было отгружено 435695 тонн угля. 26 октября 1975 года бригада депутата Верховного Совета Казахской ССР А.И.Витта выполнила задание девятой пятилетки, было добыто 13 миллионов 83 тысячи тонн угля. За выдающие достижения в выполнении планов девятой пятилетки бригадир роторного экскаватора Анатолий Иванович Витт в 1976 году был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. В 1976 году бригада А.И.Витта установила Всесоюзный рекорд добычи угля, отгрузив потребителям 4 миллиона 412,3 тысячи тонн угля при плане 4005 тысяч тонн.


В 1977 году А. И. Витт выступил с патриотическим почином: «Каждому технологическому комплексу и агрегату - проектную производительность». Этот почин был одобрен Павлодарским областным комитетом Ком¬партии Казахстана. Достичь намеченного бригада А. И. Витта решила за счет сокращения не плановых простоев экскаватора, строгого соблюдения производственной и технологической дисциплины, повышения квалификации членов бригады, овладения смежными профессиями, четкой организации труда. 6 февраля 1978 года бригада руководимая А.И.Виттом выступила с новым почином «К первой годовщине новой Конституции СССР – план трёх лет пятилетки!». В сентябре 1979 года бригада Героя Социалистического Труда А.И.Витта ко Дню Шахтёра за досрочное выполнение социалистических обязательств была награждена Почётной грамотой Минуглепрома СССР и ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности.


. Коллектив бригады в десятой пяги¬летке среднегодовую производительность роторного экскаватора SRs(к)-470 довел до 2938,4 тысячи тонн при проектной его производительности 2800 тысяч тонн. Вслед за ним до 90% экскаваторных и локомотивных бригад объединения «Экибастузуголь» перекрыли проектную производительность обслуживаемой ими тех¬ники. Всего за девятую и десятую пятилетки бригада А.И.Витта добыла 28 миллионов 265,6 тысячи тонн дешевого энергетического угля, из которых 1 миллион 420,6 тысячи тонн - сверх плана..
В 1983 году ему поручили создать первый нарезной комплекс..И он сумел сплотить бригаду и добился высоких трудовых показателей. Все достижения бригады были бы невозможны без создания А.И.Виттом крепкого, сплоченного на достижение поставленных высоких целей коллектива. И Анатолий Иванович Витт своим каждодневным трудом, своей преданностью делу, чувством высокой требовательности и ответственности, особой пунктуальностью в подготовке и выполнении любой работы показывал пример другим членам бригады. Он был не только хороший органи¬затор, но и, что не менее важно, человеком большой души. Анатолий Иванович всегда щедро делится своим богатым опытом, выработанными многими годами методами, стилем работы. Новички, проходившие под его руководством практику и работавшие с ним, с чувством благодарности перенимали профессиональные навыки Героя Социалистического Труда А.А.Витта.  
Он всегда активно участвовал в общественной жизни, избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР девятого созыва, делегатом XV съезда Компартии Казахстана, членом Экибастузского горкома КП Казахстана.


За многолетние трудовые достижения Герой Социалистического Труда А. И. Ватт награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями « За доблестный труд. В ознаменование 100-летая со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За трудовую доблесть». Он полный кавалер знака «Шахтерская слава».  
Многие годы бригада А.И.Витта первой. Бригада Витта своим доблестным трудом завоевала почётное право отгружать 600-, 800- и 900-миллионную, а затем и миллиардную тонну угля из недр Экибастузского бассейна. Это были трудовые праздники горняков Экибастуза. Они стали вехами жизни Героя Социалистического Труда бригадира экскаваторщиков Анатолия Ивановича Витта.
Пришло время ухода на пенсию. Анатолию Ивановичу оформили персональную пенсию, но он, передав бригадирство, продолжал работать в бригаде. Так он воспитан, не может жить без работы. Таким трудоголиком воспитал он и своего сына, который продолжил дело отца, трудился машинистом экскаватора на вскрышном комплексе разреза «Майкубенский».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: