В горах Кент

Остатки буддийского храма Кызыл-Кениш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 aвгуста. Алексей Иванович Тысецкий  сопровождал меня в горы Кент, говорил о Кызыл-Кешене». Taкая запись появилась в дневнике Пришвина.

Мы едем в горы Кент. Нас интересует дворец Кызыл-Кениш.

После многих степных километров особенно приятно вновь услышать тихий шепот листьев, лечь в густую траву в тень деревьев. Кентские горы - одно из самых заповедных мест края. Даже во время короткой прогулки по лесу можно спугнуть стаю косачей, а если посчастливится, то и увидеть замершего в слухе красавца-архара.

По склонам Кентских гор темнеют могучие кряжистые стволы вековых сосен. Внизу, в долинах и ущельях весело шумит густой березовый лес.

На одном из кордонов мы остановились у лесника Акиша Алиманова. За чашкой чая услышали прекрасную легенду о боль­шой, печальной любви юноши.

Как поведал Акиш, случилось это более двухсот лет назад. Могучий и богатый джунгарский хан высва­тал дочь хана с реки Урал.

Для сопровождения красавицы Джалиль к жениху было выделено сорок джигитов и сорок девушек, а также  много золота и драгоценностей для приданного. Долог и труден был путь большого кapaвaнa. Зима застала их в горах Кент. Здесь в ущелье Кызыл-Кениш был выстроен дворец, где  и остановилась невеста вместе со свитой. Долгими зимними вечерами юноши и девушки из свиты принцессы, и окрестные джигиты развлекали красавицу песнями, играми, шутками, древними сказаниями. Особенно нравилось Джалиль пение красивого джигита Кара-Каса из аула Букейхана. А потом случилось так, что молодые люди по­любили друг друга. Но весной караван с принцессой вновь последовал  Джунгарию.  А Кара-Кас взбирался на вершину гор Кент и печально смотрел на восток, вслед ушедшему каравану. Вскоре Кара-Кас куда-то исчез. Старики говорят, что когда завывает ветер в ущельях Кентских гор, это тоскует Кара-Кас, который до сих пор бродит по горам в поисках любимой.

- А что же стало с дворцом? - спросили мы Акиша Алиманова.

- Разрушился. Его остатки сохранились недалеко от отделения Кент совхоза "Киргизия". Отсюда километров двад­цать будет.

Мы быстро миновали эти километры и увидели действи­тельно только полуразрушенные стены. Первый европеец, оставивший нам дневники своего путешествия  в 1825 году по Каркаралинским степям, генерал С.Б.Броневский высказал предположение, что это здание было ранее культовым сооружением. Вот в каком состоянии застал его С.Б. Броневс­кий: «… на реке Кизил-ту, впадающей в Талды, стоит двух­этажное каменное крестообразное здание из дикого камня на извести; потолки обрyшились, но приметно, что они были пок­рыты красною краской, стены оштукатурены; на верхнем этаже галерея вокруг всего строения и фронтон, поддерживаемый четырьмя деревянными колоннами, выкрашенных мастикой.

Около сего здания были и другие, но развалились… Найдено здесь несколько медных обломков от конной сбруи и оружия, много разбитых узорчатых горшков, из обыкновенной глины без рисунков и надписей".

Известный исследователь древностей Казахстана М.Чеканинский считает, что "уединенный характер местности, план здания и находки разных предметов буддийского культа, позволяют смотреть на Кызыл-Кениш, как на буддийский храм, ровесник, построенному в 1646 году в районе старой Семипа­латинской крепости буддийскому храму ламой Зая Пандит и разоре­нному между 1660-I670 годами во время междоусобий калмыков"

Старейший краевед Карагандинской области Л.Ф.Семенов предполагал, что многочисленные легенды о памятнике древности Кызыл-Кениш не лишены достоверности. Вполне возможно, что храм мог быть отремонтирован для перезимовки.

Таковы сведения о дворце Кызыл-Кениш, развалины которого, вероятно, видел Михаил Пришвин.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: