Первые буровые мастера Караганды |
23 февраля 1930 года – знаменательная дата в истории Караганды и Карагандинского угольного бассейна. В этот день была забурена первая разведочная скважина на уголь. Эту дату геологи считают исходной точкой отсчета, началом систематических исследований и разведок в этом регионе. А вклад геологов в становление Карагандинского угольного бассейна трудно переоценить. Без результатов их труда не было бы ни шахт, ни города Караганды. А было это так. 5 октября 1929 года в Москве в Главном управлении горной и топливной промышленности (Главгортопе ВСНХ) состоялось совещание по вопросу освоения угольных месторождений Казахстана, как топливной базы для цветной металлургии. На совещании было принято решение о форсировании разведочных работ на Карагандинском месторождении, чтобы уже через полгода заложить шахту производительностью 300 тысяч тонн в год. Для геологического изучения Карагандинского месторождения, оценки запасов угля в пластах необходимо было выполнить большой объем разведочных работ. Чтобы заглянуть вглубь недр, необходимо было бурить сетку разведочных скважин. Лишь керны пород, поднятые из глубины недр, могли достоверно рассказать о наличии пластов, их мощности, зольности, залегании и другие крайне необходимые для эксплуатационников сведения. Разведочные работы были поручены Ленинградскому буровому тресту ГГРУ, который сразу же стал набирать Карагандинскую буровую партию. Тогда буровых мастеров было немного. Телеграммами были вызваны из Соликамска старший буровой мастер Григорий Болатский, из Тихвинской партии - буровой мастер Кирилл Арнольд, начальником партии был назначен молодой горный инженер Вениамин Качконогов. В партию были также включены Георгий Тимофеев и Юрий Надаров. Всем было предложено немедленно выехать в Караганду. Туда же срочно было направлено буровое оборудование - шведский станок «Крелиус-АБ», насос типа Е, двигатель Болиндер. О тех незабываемых днях мне и краеведу Ю.Г.Попову при встрече рассказал Кирилл Глебович Арнольд, многоопытный буровой мастер. За свою жизнь, где он только не побывал! Бурил скважины и на болотах в Тихвине, где искали бокситы, и за Полярным кругом. Много поработал и в Центральном Казахстане. - «Нам объяснили задачи, дали адреса, деньги, билеты до Борового. И мы поехали на поезде. А в Боровом нас встретили сильные казахстанские бураны, и до Акмолинска пришлось добираться четверо суток. В Караганду ехали на почтовых лошадях. Лишь под Новый год мы добрались до места назначения - Карагандинских угольных копей. Шахтные здания были в заброшенном состоянии, горное хозяйство разрушено Небольшие паровозы – «кукушки», на которых возили уголь на Спасский завод, побросали в ствол. Остались четыре каменных дома под железными крышами, пустых, без полов, без стекол в окнах, продуваемых всеми ветрами. В единственном кирпичном здании жил человек. Жить на Карагандинской копи было невозможно, и мы остановились в поселке Михайловка. Местные жители на нас удивленно смотрели. Кто такие? Им объяснили, что мы буровики. Будем бурить скважины - круглые дырки в землю на глубину несколько сотен метров. «И вы зимой будете бурить дырки в земле?» - недоверчиво переспрашивали они. «Да, вот подвезут станок, и начнем работу». «А что, разве нельзя до весны подождать?» - недоумевали они. «Нет, нельзя. Весной уже будут закладывать шахту, а для этого нужно иметь сведения о геологии участка, наличии запасов угля». Через неделю гужевым транспортом прибыл буровой станок. Мы приступили к работе. Зима была на редкость суровая. Сильные морозы сменились не менее сильными буранами. Место для закладки первой скважины нам задали геологи. На пути из села Михайловка в поселок Новоузенка мы выбрали возвышенное место, расчистили его от снега. Для буровой вышки привезли лес из английской шахты, чугунную плиту для отопления из Акмолинского депо. Хорошо помогал рабочий из Михайловки - Алексей Овчаренко. Вышку строили сами. Но работе мешали сильные бураны. Порою даже хвоста у лошади из саней не было видно. 23 февраля 1930 года была заложена первая разведочная скважина. Работали в 3 смены. Среди степи, белого безмолвия одиноко высилась буровая вышка, где, как сердце, круглосуточно глухо стучал двигатель. У геологов не было опыта бурения скважин на угольные пласты, поэтому бурили осторожно, чтобы «не смазать пласт». И скважина оправдала надежды буровиков и геологов. На глубине 130 м встретили мощный пласт угля (его назовут «Верхней Марианной»), а ниже, на отметке около 150 м, обнаружили еще один пласт (позже его назовут «Феликсом»). В середине марта на глубине 214 м бурение скважины было остановлено. В апреле начали бурить вторую, а затем и третью. В мае в Караганду прибыла партия угольного института во главе с инженером-геологом Дмитрием Назаровичем Бурцевым. Началось крупномасштабное исследование недр Караганды. Однажды Кирилл Арнольд делал обсадку труб, сильно намок, и после смены, чтобы не простудиться, решил не возвращаться в общежитие, а переночевать на вышке. Тем более, что за стеной буровой вышки завывал сильный буран. Ночью сквозь сон слышит отчаянный крик старшего мастера Григория Богатского: «Пожар!». Кирилл мгновенно вскочил и увидел, что пламя уже охватило стенку вблизи печки, и рвалось дальше, угрожая всей постройке. Богатский выскочил наружу, поднялся по лестнице на крышу, чтобы не дать пламени распространиться, затушить там уже тлевшие опилки, а Кирилл боролся с огнем внутри вышки, гасил печку, А потом, когда последние языки пламени потухли и опасность миновала, Кирилл и Григорий сидели уставшие, мокрые, со следами пены от огнетушителя на одежде, обсуждали случившееся. Они были счастливы, что вышка спасена. Но, вспоминает Кирилл Глебович, бывало и хуже. В 1933 году, в Караганде, во время пожара на вышке погиб молодой буровой мастер Выгляндовский. Он - ленинградец, бывший фрезеровщик завода «Светлана», окончил курсы буровых мастеров. Когда вышку охватило пламя, он продолжал спасать ценное оборудование, но не успел выскочить. Тяжелый противопожарный лист оборвался и придавил его. По состоянию здоровья начальник буровой партии В.П.Качконогов в сентябре 1930г. был отозван в Ленинград и взамен его приехал бывший капитан А.С.Гортинский. сменивший капитанский мостик на твердую карагандинскую землю. Вместе с ним прибыл шофер В.В.Яковлев, доставивший шестиместную легковую машину "Бениз" ранее принадлежащую последнему царю России Николаю. Это был первый механический транспорт карагандинских геологоразведчиков. Пуск второго и третьего и последующих буровых станков помимо буровых мастеров потребовал значительного числа рабочих, которых набрали из жителей Большой Михайловки. До этого они занимались земледелием, разведением скота. В мае 1930году были приняты на работу А.Р.Зинченко, Д.И. Андрусев, З. 0вчаренко, 3.Пашкевич, К.3гурский, А.Клименко и другие. Большинство из них проработали десятки лет. Многие из них стали мастерами, а Д. Андрусев и Н. Клименко стали участниками Всесоюзном слете стахановцев – геологоразведчиков, были приняты наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. К концу тридцатого года в Караганде работало уже 4 станка. В 1930 году здесь было пробурено 1800 метров скважин, которые стали исключительно богаты своими находками. Было вскрыто 28 угольных пластов общей мощностью 47,7 м, а приближенные расчеты позволили установить запасы равные 8,6 млрд. тонн. А все начиналось с первой скважины, забуренной 23 февраля 1930 года. В 1931 году был сверху спущен небывалый план - пробурить 26 км. скважин, то есть увеличить объемы бурения более чем в 14 раз. До июня сумели запустить лишь шесть станков. Сказывалось отсутствие железной дороги, отсутствие квалифицированной рабочей силы, жилплощади, а также неудовлетворительное состояние буровой техники и пр. В летнее время буровые работы стали быстро расширяться. В июле число действующих станков возросло до 19, а к концу года – до 26. Для обслуживания этих станков на ленинградских заводах был проведен призыв среди рабочих, которые прошли специальные курсы старших и сменных буровых мастеров. В 1931году из Ленинграда в Караганду приехало 20 старших и более 60 сменных мастеров. Особенностью первого состава буровых мастеров является их высокая общая грамотность, знание слесарного и кузнечного дела, а также высокие патриотизм и общественная активность. С ленинградцами приехал в Караганду Семен Викторович Чеповский - буровик высочайшей квалификации, человек неиссякаемой энергией, прекрасный организатор и инструктор буровых работ в 1931г. Из этих ленинградцев выросли классные буровые мастера, который в последующие годы трудились по обширным просторам Казахстана. Росло мастерство буровиков. Значительно вырос выход керна при бурении по углю. В связи с разворотом геологоразведочных работ усиленно велось жилищное строительство в Большой Михайловке, которым руководил инженер Никифоров. За 1931год были сданы в эксплуатацию дома, общей жилой площадью около 3000 кв. метров. В то время, когда мы впервые встретились с Кириллом Глебовичем Арнольдом, тот был уже сед, но по-прежнему необыкновенно легок и подвижен. Лицо его сохранило следы степного зноя и мороза. Он внешним видом напоминал героев Джека Лондона, суровых и мужественных. За свою долгую жизнь он с буровым станком исколесил множество дорог. Бурил и на болотах под Ленинградом, и за полярным кругом, и на дне морском. Хлебнул сполна и радостного, и неизмеримо тяжелого. Он любил с юмором вспоминать свою геологическую жизнь. В его рассказах есть все атрибуты произведений приключенческого жанра, и нехоженые азиатские просторы, и клады, сокрытые в земных недрах, и неожиданные встречи. Их было четверо — Дмитрий, Борис, Кирилл и Юрий, четверо братьев Арнольд. В юности они были очень дружны. А потом они разъехались, встречались крайне редко, и все потому, что все четверо стали разведчиками земных недр. В той огромной стране, которая называлась СССР, немало уголков земли, где братья Арнольд оставили следы своей работы —геологоразведочные скважины. Старший из них, Дмитрий Глебович, в 30-е годы стал известным мастером, специалистом по бурению скважин. Он пересек всю Европейскую часть страны, а затем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке искал золото, платину, редкие металлы. А в то время работал в Казахстане – на Успенском руднике. Борис открывал богатства недр на Кавказе, Кубани, и в то время работал в Джезказгане. Тяжелым северным путем прошел младший брат Юрий. По окончании геологоразведочного техникума в Ленинграде он работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала, затем — в Воркуте, на Колыме, в Якутии. Здесь он вложил немало труда в поиски алмазов. Братья Арнольд рано лишились отца. Мать, белошвейка, на свой небольшой заработок не могла прокормить семью. И пришлось братьям самим зарабатывать на жизнь. Жили они на квартире геолога Огильвы, у которого была богатая коллекция минералов. О них необычные, интересные истории он мог часами рассказывать братьям Арнольд. Этот человек не только привил братьям любовь к геологии, но и помог им трудоустроиться в геологические партии. Девятилетний Кирилл красил обсадные трубы для скважин. Не успев закончить механический техникум, Кирилл Арнольд уехал в геологоразведочную партию. Почти сорок лет провел он в разъездах по новым, необжитым местам. За свою большую, беспокойную жизнь вдоль и поперек исходил и изъездил Центральный Казахстан. Своим трудом и мастерством он помогал исследовать и раскрыть богатства десятков месторождений этого края. Он бурил скважины на вольфрам в Майтасе, на свинец — в Акжале, на воду — по трассе железной дороги Караганда — Балхаш, искал медь в Джезказгане, марганец — в Джезды и Ктае, уголь — в Караганде, железо — в Атасу. Пять лет возглавлял буровые работы по разведке железорудного месторождения Каражал. Здесь, как и в Караганде, он пробурил первую скважину, Девять лет трудился в Джезказганской ГРЭ, занимался ремонтом геологоразведочного оборудования. — Из Караганды, — вспоминает Кирилл Глебович,— отозвали меня в Магнитогорск, куда прибыли со всей страны 67 буровых станков с мастерами. Тогда у горы Магнитной был лишь небольшой поселок, завода еще не был. Работал я старшим мастером, отвечал за работу 11 буровых станков. Всего за три месяца было пробурено около 18 тысяч метров скважин. С Урала вновь вернулся в Караганду, где бурил скважины в районе Волынки и Сарани. Долгие годы работал Кирилл Арнольд на шведских немецких, американских станках, затем осваивал новую отечественную технику, прогрессивные методы бурения, в том числе алмазное бурение, и неизменно добивался высоких производственных результатов, нередко перекрывая проектную производительность установок. На его счету было много рационализаторских предложений, в том числе переоборудование станции ЗИВ-75 на автомашину, метод бурения с обратной промывкой без применения буровых штанг и др. Кирилл Глебович неоднократно был участником Всесоюзных совещаний стахановцев, передовых рабочих и инженерно-технических работников, Казахстанского и Всесоюзного совещаний стахановцев геологии в 1948-49 гг., неоднократно награждался почетными грамотами, в том числе Почетной грамотой Министерства геологии КазССР, и ценными подарками, его фамилия была занесена в Книгу почета Жартасский геологоразведочной партии. В 1961 году он был избран депутатом Никольского поселкового Совета депутатов трудящихся Джезказганского района. Глебыч, так его звали коллеги по работе, воспитал десятки учеников, которым он передал свой богатый опыт, свою любовь к технике. Они продолжили славное дело первопроходцев земных недр Казахстана. Этому делу ленинградец Кирилл Глебович Арнольд посвятил свою жизнь. |
Реклама |
---|