Медный город Балхаш |
30 января 1930 года сессия ЦИК КАССР приняла по становление «О задачах в связи с развитием цветной металлургии», в котором был поставлен вопрос о необходимости в короткий срок изжить колоссальный дефицит в цветных металлах и освободиться от иностранной зависимости в этом отношении. Урал, поставляющий две трети общего количества меди страны, не мог обеспечить потребности в меди быстро растущей промышленности . И балхашскую медь ждала страна. Перед Казахстаном ставилась задача уже в ближайшем пятилетии дать стране 60 тысяч тонн меди, 48 тысяч тонн свинца и 25 тысяч тонн цинка. В ноябре 1930 года вышло постановление Краевого комитета ВКП(б), в котором ставилась проблема «Караганда — Коунрад», т. е. соединение карагандинского угля с коунрадской рудой. В 1930 году отряд разведчиков вырос. Летом здесь работали уже семь буровых станков. Разведочную работу проводила буровая партия Государственного геологоразведочного управления (ГГРУ). С целью ускорения геологоразведочных работ в Коунраде был поставлен вопрос о передаче их Казмедьстрою. непосредственно заинтересованной организации в этом деле. С 1 января 1931 года ГГРУ прекратило финансирование и ослабило руководство работами на Коунраде. Затянувшиеся переговоры привели к снижению темпов разведки. Лишь в мае 1931 года был подписан договор о передаче, причем химлаборатория и автотранспорт оставались в распоряжении ГГРУ. Разведочные работы 1930-1931 годов позволили уточнить форму рудного тела, изучить геологию месторождения. Вырос поселок геологоразведчиков, который становился первым очагом цивилизации на огромных просторах пустынного Прибалхашья. В одном из построенных домов открыли красный уголок, который позже превратился в клуб. Был создан кружок по ликвидации безграмотности, стала выходить стенная газета. Но большая отдаленность от железных дорог и крупных промышленных центров, бездорожье, отсутствие воды, жилья, острый дефицит кадров, продовольствия существенно сдерживали разведку месторождения, вскрышные работы, строительство рабочего поселка. А суровая зима еще более усугубило положение первопоселенцев Коунрада. Для переброски скопившихся грузов гужевым транспортом необходимы были тысячи лошадей и верблюдов. Старожилы рассказывали, как зимой 1932 года на Балхаш был отправлен караван из шестисот лошадей. Обратно в поселок бывшего Спасского завода, который стал перевалочной базой грузов, вернулись лишь пятьдесят. Остальные пали от буранов и морозов. Из сорока автомобилей четырнадцать были брошены на дорогах, остальные с величайшим трудом вернулись в поселок Спасского завода. На пути из Караганды в Балхаш попадались брошенные машины, оборудование, железные бочки, скелеты лошадей, верблюдов. Срывались намеченные напряженные планы буровых работ, строительства. Это были годы неисчислимых колоссальных трудностей, но одновременно и годы трудового героизма. В Постановлении Совета Труда и Обороны СССР тех лет отмечалось, что строительство Прибалхашского комбината имеет не меньшее значение для цветной металлургии, чем Магнитогорск для черной. Создание медного гиганта на Балхаше делало Казахстан ведущим регионом по добыче меди в стране. Для проектирования медного гиганта, рудника, обогатительной фабрики, медеплавильного завода, теплоэлектроцентрали, ремонтного завода, других подсобных предприятий, а также города при представительстве Прибалхашстроя в Москве было создано конструкторское бюро, в которое вошли инженеры ведущего проектного института Гипроцветмет, а также свыше двадцати других проектных организаций Москвы и Ленинграда. Опыта проектирования таких мощных предприятий по добыче и переработке руды с малым содержанием в ней меди в СССР не было. При проектировании рудника было рассмотрено ряд вариантов добычи медной руды – открытым, подземным, комбинированным и другими способами. Наиболее экономичным был признан открытый способ ведения горных работ. При этом медная руда отбивалась буровзрывным способом, мощными экскаваторами грузилась на железнодорожные вагоны и по спиральной железной дороге вывозилась электровозами на поверхность и далее по электрифицированной линии на обогатительную фабрику и завод. Инженеры-проектировщики нашли эффективные технологические и конструктивные решения в области добычи, обогащения руд и плавки медного концентрата, которые были заложены в проект. В октябре 1934 года Наркомтяжпром утвердил проект строительства Балхашского медеплавильного комбината, крупнейшего в Европе. На его строительство была выделена огромная по тем временам сумма — сто миллионов рублей. По Всесоюзному призыву на эту грандиозную стройку приехали строители с разных регионов страны. Первые строители жили в юртах, землянках, бараках. материалы доставлялись на стройку на верблюдах и лошадях. Основными орудиями труда были лопата, кайло, лом, носилки, тачки, основным транспортом – лошади да верблюды. Среди первостроителей было немало казахов. Многие из них обучились грамоте, освоили рабочие профессии, стали техниками, инженерами, учеными. Развернулось строительство железной дороги Караганда – Балхаш. 20 декабря 1935 года прибыли первые два состава. С 1936 года началась ускоренная подготовка рудной базы, строительство обогатительной фабрики, медеплавильного завода, теплоэлектроцентрали, ремонтно-механического завода, других промышленных объектов, жилищное строительство. Весной 1938 года была сдана в эксплуатацию обогатительная фабрика. В конце июня начался разогрев отражательной печи, а 17 июня смена мастера Краснобаева выдала первый штейн. По этому случаю состоялся митинг трудящихся комбината. Для освоения процесса производства черновой меди на Балхаш были направлены лучшие специалисты медеплавильных заводов Урала и Закавказья. В августе 8 инженерно-технических работников и 47 обогатителей и металлургов прибыли в Балхаш. Среди них были молодой инженер Н. Бакурадзе, ставший в последующие годы начальником металлургического завода, а также братья В. и Ф. Лошкаревы, В. Баранов, А. Вепрев, Ф. Баланцев, В течение двух месяцев велись предпусковые работы, подготовлен конвертор. комбинат вплотную подошел к торжественному и волнующему моменту в своей истории — выдаче первой меди. В ночь с 23 на 24 ноября 1938 года смена инженера Н. Бакурадзе зарядила конвертор, залив в него три ковша штейна. А в 5 часов вечера наступил торжественный момент - из конвертора огненной струей потекла первая балхашская медь. Этот день принято считать днем рождения Балхашского горно-металлургического комбината. Для достижения этого три смены неустанно трудились у конвертора братья Василий и Федор Лошкаревы, Александр Вепрев, Василий Г Баранов, Андрей Кернюхин, Константин Михайлов, отражательщики Владимир Гужавин, Михаил Трофименко и Федор Бундин. Из первого ковша отлили слитки с памятной датой:
«ПЕРВАЯ БАЛХАШСКАЯ МЕДЬ
2 4 НОЯБРЯ 1938 года»
Такой слиток хранится сейчас в Музее Революции в Москве. Десять лет прошло с момента открытия месторождения медной руды в Коунраде до этого торжественного момента – получения первой меди. Это были годы напряженной работы многотысячного коллектива. На пустынном берегу озера Балхаш вырос самый крупный на евразийском континенте медеплавильный завод, а рядом поднялись улицы молодого социалистического города. Это был подвиг тысяч людей и первым из них был геолог - первооткрыватель Михаил Петрович Русаков. Самоотверженный труд большого коллектива строителей получил высокую оценку правительством. Высокой награды — ордена Ленина были удостоены директор комбината У. И. Перцев и плотник Прибалхашстроя М. Л. Старостин. Орденом Трудового Красного Знамени были награждены главный инженер комбината В. Б. Шевченко, главный инженер медеплавильного завода С. С. Иванов, проходчик, метростроевец П. Е. Чугунов, начальник «Крупдробстроя» X. М. Шмидт. Орденом «Знак Почета» награждены 13 человек. Многие строителей были отмечены медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Из первой меди был отлит памятный слиток, который передан в музей Революции в городе Москва. В предвоенные годы продолжалось дальнейшее освоение производственных мощностей, строительство комбината. Коллектив комбината каждый год наращивал выплавку меди. В годы Великой Отечественной войны медь Балхаша сыграла выдающуюся роль в победе над жестоким врагом. В 1941 году многие металлурги комбината добровольно ушли на фронт. Их заменили жены и дети. Только за первые военные недели у станков, агрегатов, транспортеров начали работать около четырехсот женщин. У отражательных печей встали Пискунова, Кузнецова, Турина, машинистами парового крана стали бывшие домохозяйки Рудникова, Мишурина, Кравченко. Своего мужа, машиниста электровоза, ушедшего на фронт, заменила Большакова. Профессию машинистов паровозов освоили и научились отлично водить поезда Шарова, Козлова и Суслова. Кочегарами на паровозах трудились Кузнецова и Костюкова. Стала мастером по укладке железнодорожных путей Грищенко. Численность женщин в военные годы в комбинате составила 46 процентов, а в ряде цехов половину коллектива рабочих составляли женщины. На обогатительной фабрике женщин было около 80 процентов. На заводе, фабрике, руднике круглосуточно шла упорная напряженная работа. Рабочая смена длилась двенадцать часов. Работали без выходных и отпусков. А временами и сутками не выходили люди из цехов. Не хватало оборудования, запчастей, материалов. Многие заводы-поставщики оказались на оккупированной фашистами территории. Для нужд фронта были задействованы все резервы. Отражательные печи поглощали громадное количество мазута. Временная потеря нефтеносных районов страны заставила искать пути замены мазута. И был найден дешевый заменитель. Это - угольная пыль, применение которой дало большую экономию. Привозные флюсы были заменены местными. Комитет Обороны принял меры по доведения выплавки меди до проектной мощности завода, в том числе решены вопросы обеспечения завода джезказганской рудой, карагандинским углем, дефицитными материалы, запасными частями, продовольственными и промышленными товарами Еще при открытии Коунрадского месторождения химическим анализом было установлено, что его руда, наряду с медью, содержит молибден. Актуальной проблемой извлечения молибдена из коунрадских руд занимался ряд лет горный инженер Е. И. Антоновский. В 1939 году был получен первый полупромышленный молибденовый концентрат. С первых дней войны потребность в молибдене для производства боевой техники резко возросла. Без молибдена невозможно создать высокопрочную танковую броню, корпуса военных кораблей, стволы артиллерийских орудий, пулеметов, винтовок и пр. И коллектив научных работников, инженеров Ленинграда и Москвы во главе с Е. И. Антоновским добился успеха – было освоено промышленное производство молибденового концентрата на Балхашском заводе. За это выдающееся достижение творческому коллективу во главе с Е. И. Антоновским была присуждена Государственная премия. В конце ноября 1941 года в Балхаш прибыл первый эшелон с оборудованием Кольчугинского завода. Кольчугинцам была предоставлена жилую площадь, а для нового цеха подготовлены помещения. В предельно сжатые сроки на Балхашском заводе был смонтирован крупный цех цветного проката. 4 марта 1942 года был выдан первый цветной прокат для изготовления гильз и патронов. Правительство высоко оценили подвиг балхашских металлургов в первый год войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1942 года за образцовое выполнение задания по вводу в эксплуатацию новых мощностей и обеспечение страны цветными металлами орденами и медалями была награждена большая группа работников Балхаша. Трое из них — Абрамов, Валиулин и Годунов награждены орденом Ленина. Отыскать в Прибалхашье месторождения молибдена - такое задание в 1941 году получили геологоразведчики. И они успешно выполнили это ответственное правительственное задание - в пустынном районе, восточнее Коунрада, ими было открыто молибденовое месторождение. А горняки без геологической документации заложили эксплуатационную шахту. Уже осенью 1941 года Восточно-Коунрадский молибденовый рудник был сдан в эксплуатацию и начал выдавать молибденовую руду. Весной на руднике были заложены еще две шахты, здесь появились первые землянки, а затем и дома. От Коунрада сюда была проложена железнодорожная ветка. В июне 1942 года на рудник пришел первый состав. Балхаш стал, наряду с медью, поставщиком молибдена. С целью повышения эффективности работы Балхашского медеплавильного завода его директором был назначен А. И. Самохвалов, бывший нарком цветной металлургии СССР. За героический труд в годы войны балхашцы 22 раза завоевывали переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. В 1945 г. это знамя было передано комбинату на вечное хранение. В 1952 г. был введен в эксплуатацию крупнейший в мире электролитный цех. Десять лет спустя была одержана еще одна крупная победа - впервые из отходящих конвертерных газов была получена высококачественная серная кислота. В 1962 г. впервые в стране методом непрерывного литья были получены отечественные бескислородные медные слитки — вайербарсы. Спустя три года введен в эксплуатацию сложный комплекс переработки окатанных сульфидных медных концентратов непосредственно в конвертерах, минуя отражательную плавку, с применением дутья, обогащенного кислородом. В последние десятилетия творческая мысль ученых, инженеров, рабочих была направлена на максимальное использование полезных компонентов медной руды. Сегодня на Балхашском комбинате из 17 полезных компонентов медной руды извлекаются 12. Балхашская медь благодаря своей высокой чистоте обрела всемирную известность. Свыше семидесяти лет рудник Коунрад обеспечивает Балхашский горно-металлургический комбинат медной рудой. А на берегу озера вырос прекрасный современный город Балхаш, в котором живут и трудятся около двухсот тысяч людей.
|
Реклама |
---|