Из воспоминаний старожилов Спасского завода

Лет 25 назад мне пришлось встречаться, беседовать с интересным человеком, который жил и работал на Спасском заводе, а в советские времена трудился на ряде шахт бассейна, монтировал горно-шахтное оборудование. Вот некоторые фрагменты из воспоминаний Якова Федоровича Руппеля:
- На Спасском заводе, руднике, копях не хватало специалистов, мастеровых людей. Хозяева завода искали их на различных заводах и на Урале, и на Волге. Мой отец в начале века работал на французском литейном заводе в Царицыно и, поддавшись агитации, решился в поисках лучшей доли поехать в далекие края. Мать плакала: куда, мол, едем, к черту на кулички. Но отец поверил в Спасский завод. И моя семья: отец, мать, трое детей - всего семеро, сложив пожитки в сундук и баулы, двинулась в далекий путь. Ехали по железной дороге до Петропавловска, затем на лошадях до Акмолинска, а от Акмолинска до Спасского завода на быках.
На заводе отцу дали слесарные инструменты, материал и задание. Через некоторое время техник принял, проверил результаты работы, качество изделий и сразу определил зарплату. Отцу определили оклад - 2 руб. 20 копеек за смену. И лишь потом уже смотрели паспорт, дали квартиру и прочее.
- Меня, - рассказывает Я.Ф. Руппель, - определили в школу. Помню учителя Вильгельма Самойловича Альмантитера. Очень строгий был. На уроках даже было слышно, как муха летит. После школы я работал в депо телефонистом и получал за 12 часов работы 50 копеек. Затем работал помощником машиниста паровоза, шуровал топку, чистил, смазывал, следил за паровозом, вагонами. Маленький красивый паровозик - «кукушка» - по единственной колее вез состав из 6 вагонов, в каждом по 600 пудов угля, от Карагандинских копей до Спасского завода около 2 часов. 40 верст дороги делились на 4 участка. На этих участках была расположена вторая колея, чтобы встречные составы могли разминуться.
Рабочий поселок Спасского завода производил хорошее впечатление. Кирпичные добротные дома администрации, церковь, школа, больница, магазины. В 1911 году построили электростанцию, и на главной улице загорелись ночные фонари. Молодежь выходила на «вечеринки» и с гармошкой гуляла под фонарями.
На первое мая устраивались народные гулянья. Народ, молодежь валили на Жумабек, лужайку меж сопок, что в 8 километрах от Спасска. Здесь были установлены качели, карусели, «гигантские шаги». Дымили самовары, администрация бесплатно угощала чаем, сладостями, мясом, кумысом. Здесь же устраивали игры, пели песни под гармошку и плясали.
Но вот библиотеки на Спасском заводе не было, тогда даже понятия такого не было. Кому какие книги нужны были, то их выписывали через посылторг.
- А спортом занимались на Спасском заводе? - интересовался я.
- Были народные игры, лапта, городки, а спорта, в нынешнем понимании, не было. Пожалуй, англичане были зачинателями некоторых видов спорта. Управляющий Спасским заводом Холл зимой вместе со своей красавицей женой и его помощник Робсон, молодой, высокий человек, катались на лыжах, коньках, а летом играли в теннис, ездили верхом на лошадях. А управляющий Карагандинскими копями Горботель развлекался большим мячом, который, на удивление всем, гонял ногами. Это был футбол.
- Ну а природа в начале века была такая же или другая? - любопытствовал я.
- Такая же, но в речках и прудах было больше рыбы, а в степи было много сурков, лис-карагаек, и волки свободно гуляли. Весной едешь на паровозе, а волки на Сокуре играют, не обращая внимания на гудки. В степи обильно рос караганник.
О том далеком времени также рассказывал мне один из первых шоферов Центрального Казахстана карагандинец Яков Сотов. Еще в 1905 году тринадцатилетним мальчишкой приехал Яков к брату на Спасский завод. Здесь и началась его трудовая жизнь. Он, как и многие мальчишки с завода, возил на быках уголь с Карагандинских копей на Спасский завод. В дальнейшем вся жизнь Якова Сотова была связана с новым видом транспорта - автомобилем. По окончании в Акмолинске сельскохозяйственного училища в 1912 году Яков Сотов вернулся на Спасский завод и поступил работать в мехмастерские учеником слесаря. Вскоре ему предложили стать помощником шофера, а затем и шофером. Яков Сотов был горд. Ведь быть шофером в те годы было так же престижно, как в наши дни космонавтом. На всей территории нынешнего Казахстана тогда едва насчитывалось два десятка автомобилей, и три из них - марки «Ровен», «Дитрих» и «Поналевасор» - были на Спасском заводе. Обслуживал их шофер, специально приглашенный из Москвы, - Михаил Гаврилович Суворов со своими помощниками. Возил Яков Сотов заместителя управляющего заводом Вульмера.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: