Новый хозяин Спасского завода

Так доставляли уголь, добытый в Карагандинских копях, потребителям в начале века

На Спасский завод приехала группа экспертов, геологов, металлургов, горняков. Среди них были и иностранцы. Особенно пристально они изучали Успенские рудники. Спускались в шахту «Анненская». Результатами остались весьма довольны. Ведь содержание меди в руде было не менее 25%. Эти эксперты были посланы предприимчивым французом Клодом Эрнестом Жаном Карно, сыном бывшего французского президента, на предмет приобретения Спасского завода. Карно знал, что в новом, XX веке спрос на медь будет быстро расти. Ведь Европа уже вовсю электрифицировалась. А без меди это было невозможно. И Карно решился на покупку, но Спасский завод находился в степных областях Западной Сибири, где иностранцам запрещалось заниматься горным промыслом. Это создавало существенные трудности. Для достижения цели Клоду Карно пришлось использовать влияние и авторитет отца, его связи с российскими верхами, и он добился успеха. С 1 июля 1904 года Рязановы сдали Спасский завод со всеми владениями, рудниками и копями в аренду на 3 года московскому дворянину П.Ф. фон Штейну, подставному лицу К.Э. Карно, а в сентябре 1904 года «... с высочайшего соизволения разрешено К.Э. Карно приобрести в срочное пользование, а затем в собственность для целей горнопромышленной эксплуатации принадлежащие Рязановым и жене купца Козицына в Акмолинской области Спасский медеплавильный завод, медные рудники - Спасско-Воскресенский и Успенский, каменноугольные копи: Саранскую и Карагандинскую...».
На Спасском заводе сразу же приступили к строительству четырех больших шахтных печей, к модернизации оборудования завода.
На Успенском руднике на шахте «Анненская» взамен ветхого надшахтного здания было построено новое - каменное, просторное, с 50-футовым копром, снабженным паровой машиной, тремя насосами, компрессором, четырьмя паровыми котлами. На шахте «Владимирская» Успенского рудника произведены углубка ствола, разведочные работы путем бурения скважин машиной с алмазным режущим органом, пройдена система горных выработок - на все эти работы было затрачено 200 тыс. рублей. Производительность Успенского рудника предусматривалось увеличить до 2 млн пудов в год.
На Карагандинских копях (на шахте «Васильевская») к 1905 году были отработаны запасы угля до глубины 12 сажен (около 24 м), то есть, как считалось в те годы, до уровня водоносного горизонта. И новые хозяева заложили новую шахту глубиной в 37 сажен (около 75 м) с зумпфом для откачки воды. Было построено надшахтное здание с паровой подъемной машиной. Подъем угля предусматривался клетями в вагонетках. Были установлены 5 паровых котлов, построены цеха для кузнечных и слесарных работ.
Новую шахту назвали именем хозяина «Карно», а один из самых мощных пластов назвали по имени дочери Клода Карно. А любимой своей дочери Карно дал имя республики Франции - Марианна. Тогда это было модно. Вспомним, что в начале века австрийский консул купил автомобиль фирмы «Даймлер» и назвал его именем своей красавицы дочери Мерседес. Фирма широко использовала имя красавицы для рекламы автомобиля. Так появился «Мерседес», ныне один из самых престижных автомобилей. А имя дочери Клода Карно Марианны осталось за двумя угольными пластами Карагандинского бассейна: К12 - «Верхняя Марианна» и К1 - «Нижняя Марианна».
Модернизация Спасского завода, углубление горных работ на Успенском руднике и строительство новой угольной шахты потребовали немалых средств, при этом жилищные условия рабочих на руднике и копях оставались тяжелыми. Рабочие жили в тесноте, до пятнадцати семей в одном бараке. Детям рабочих было негде учиться. Лишь на Спасском заводе была (с 1902 года) начальная русско-киргизская школа.
В начале века по Европе и России прокатилась волна стачек и забастовок. Россия вступала в полосу революций. В декабре 1905 года забастовали рабочие на Успенском руднике, и был создан «Русско-киргизский (казахский) союз». Во главе союза встали уральский рабочий П.Н. Топорнин и казах Алимжан Байчагиров. Чего же требовали забастовщики? Снижения цен на продукты, отпускаемые им заводской лавкой, которые были искусственно завышены, повышения зарплаты на 15-25%, обеспечения непромокаемой рабочей одеждой в мокрых забоях, создания на руднике русско-киргизского училища, улучшения бытовых условий. Администрация завода отказалась удовлетворить требования забастовщиков, и 9 декабря была объявлена всеобщая стачка.
С 10 декабря к горнякам Успенского рудника присоединились шахтеры Караганды. Противостояние забастовщиков и администрации носило упорный характер, и управляющий был вынужден удовлетворить некоторые требования забастовщиков. По окончании забастовки активные ее участники были уволены и высланы с рудника. Но хозяева были вынуждены построить новые жилые помещения для рабочих, больницу, школы, молитвенные дома. На Карагандинской копи были также построены новые бараки и дома, создана больница на 10 коек.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: