Акционерное общество «Спасские медные руды»

Спасский медеплавильный завод

В производстве меди по-прежнему весомую статью расходов составляли транспортные издержки, в особенности на доставку угля из Карагандинских копей на Спасский завод. Уголь доставляли в бричках на верблюдах и волах. Особенно трудно было обеспечить завод углем в зимнее время. Первоначально были закуплены 2 автомобильных поезда, но грунтовые дороги между копями и заводом не позволили их использовать. Колеса вязли в грунте.
В 1906 году было начато строительство железной дороги между Карагандинскими копями и Спасским заводом протяженностью 40 верст. Дорога была построена в 1908 году. Были привезены из Англии 6 паровозов, 95 платформ и 3 вагона. Это была первая железная дорога на территории Карагандинской области. Впервые засвистел гудок, и паровоз двинулся по рельсам. Это была фантастика! Чтобы посмотреть «шайтан-арбу», кочевое население приезжало за десятки километров. Этот паровоз в степи был символом нового века.
К 1907 году затраты на оборудование предприятий достигли 6 млн руб., но и этого было недостаточно, чтобы вывести завод, рудники и шахты на уровень современной техники.
1 июля 1907 года окончательно сформировалось акционерное общество «Спасские медные руды» с основным капиталом в 3 миллиона фунтов стерлингов. Начался новый период в жизни Спасского завода, рудника и копей.
В 1908 году на заводе был введен новый технологический процесс - бессемерования штейна. Для этого были построены 2 отражательные печи и 2 конвертера. В результате была получена более качественная черновая медь.
В 1909 году на Спасском заводе работали 510 рабочих, на Успенском руднике - 311 человек, на угольных шахтах - 152 человека. Всего 973 человека. В 1909 году было добыто 886 тыс. пудов руды и 2 млн 76 тыс. пудов угля, выплавлено 141 тыс. пудов меди.
Первое десятилетие на Спасском заводе и Карагандинских копях заканчивалось ожиданием новых перемен.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Реклама
Поддержка сайтов в Москве.