Экскаваторщики

Вице-президент АО «Шубарколь комир» нам сообщил, что на разрезе работают шестнадцать экскаваторов различных типов. Сегодня на разрезе особое внимание уделяется вскрышным работам, на которых работают 11 экскаваторов, которые за месяц перемещают свыше 1,9 млн. кубометров горной массы.


И куда бы мы ни приехали, всюду гудит работа, экскаваторы непрерывно перекидывают породу, ведут вскрышные работы, добывают или грузят уголь. Всюду напряженный ритм. Экскаватор еще только загружает БелАЗ, а уже поджидает, сигналит, торопит следующий. Белазисту простои не нужны. Он закрывает наряд по количеству совершенных рейсов. Едва отъехал один, сразу же, подавая сигналы, под погрузку становится другой. Один экскаватор обслуживают три – четыре автосамосвала. А шагающие экскаваторы-драглайны трудятся на вскрышных работах по бестранспортной схеме. Мы побывали на таком участке. Казалось бы, здесь никто не подгоняет экскаваторщика, а машина непрерывно в работе. Пришлось просить, чтобы машинист экскаватора приостановил работу. Мы, пройдя машинное отделение, поднялись в кабину, познакомились с машинистом шагающего экскаватора ЭШ-10/70 Аликом Виятдиновичем Рамазановым. Из кабины сквозь стекла открывается широкая панорама разреза, а также видны стрела длиной 70 метров и ковш емкостью 10 кубометров. Ему отведена роль, вскрывать самые верхние слои пород над угольными пластами. Отсюда, манипулируя рычагами, он управляет экскаватором. Алик Виятдинович работает машинистом экскаватора уже около четверти века, из них 11 лет трудится на шагающем экскаваторе. Перед ним породный забой высотой 15 метров и шириной несколько десятков метров. Порода предварительно разрушена буровзрывным способом. Управлять такой огромной машиной весом свыше 800 тонн непросто. Нужны годы упорного труда, чтобы громадный драглайн был послушен в руках машиниста. На наших глазах Алик Виятдинович загребает ковшом породу, подтягивает ковш к верхней части стрелы, одновременно разворачивая ее, и сбрасывает породу вниз. Перемещено 10 кубометров породы на расстояние до 70 метров. И на все это ушло несколько минут. И так продолжается всю смену. Движения машиниста отточены до автоматизма. Со стороны может показаться, что перебрасывать серую породу с одного участка на другой, работа довольно однообразная. Но это далеко не так. Алик Виятдинович любит свою работу, в каждом полете стрелы и огромного ковша в воздушном пространстве над разрезом, как в полете птицы, он видит свою особую неповторимую красоту. Он ас, виртуоз своего дела. И свою любовь к профессии, свое мастерство он передает молодому помощнику Дмитрию Томилину, который производит смазку, следит за работой механизмов, делает необходимый срочный ремонт, выполняет команды машиниста. У Дмитрия отец 30 лет работал на экскаваторе, и нет сомнений, что Дмитрий Томилин станет классным экскаваторщиком.
За смену машинист Рамазанов перемещает более 5 тысяч кубометров вскрышных пород. Вот такую поистине геркулесовскую работу выполняет Алик Виятдинович Рамазанов за смену. Плановое задание экипаж выполняет на 110 – 120% .
На вскрышных и добычных работах в разрезе трудятся опытные экскаваторщики, каждый из них подлинный мастер своего дела. Это машинисты экскаватора, Почетные работники угольной промышленности Республики Казахстан Зият Хажетович Хасенов, Нишанбай Муслимов, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Владимир Александрович Грошев, который трудится на Шубаркольском разрезе с 1990 года. Это полный кавалер знака «Трудовая Слава» Куанышпек Жусупович Кабдуллин. В 2005 году за достижение высоких производственных показателей администрацией АО «Шубарколь комир» ему подарили легковой автомобиль. А машинист экскаватора участка «Горный» Кенжетай Упашевич Жапелев в 2007 году представлен к награде медалью. Заслуженным авторитетом на участке «Горный» и Горном цехе пользуются машинисты экскаваторов Болат Сабырович Кадыралин, Сергей Анатольевич Луценко, Валерий Вячеславович Петровский, Алпысбай Тулеутаевич Рахметбаев, машинист экскаватора участка «Техкомплекс» Бейбыт Калкенович Медиев. Они передают свой богатый, накопленный многими годами опыт более молодому поколению.
Серик Оразович Аскаров на одном и том же экскаваторе ЭКГ-5 №13 работает уже восемнадцать лет. Начинал помощником машиниста, с 1989 года – машинист экскаватора. На участке «Техкомплекс» он грузит в вагоны уголь, который привезли сюда из угольных забоев на большегрузных автомобилях. Когда экскаватор ковшом черпает уголь, то лишь слегка поднимается пыль. Экскаватор выглядит, как новый, желтокрасного цвета, опрятный, чистенький. Сразу видна любовь машиниста к машине, на которой он трудится многие годы. « Серик Оразович Аскаров - один из лучших наших машинистов экскаватора. - Говорит о нем вице-президент АО «Шубарколь комир» С.П.Ким, - Он ковшом может зачистить почву, как бульдозер. На экскаваторе он может творить чудеса. В вагон загружает столько угля, сколько требуется по нормативу. Разброс в пределах допустимого". А мы видим, как металлическая громада в руках Серика оживает, пятикубовый ковш легко черпает уголь, быстро разворачивается стрела, ковш опускается в кузов вагона и мягко высыпает уголь. И тут же ковш быстро поднимается, и все повторяется сначала. Нет ни одного лишнего движения. Все движения ковша доведены до автоматизма, выполняются с точностью до нескольких сантиметров. Создается впечатление, что машинист и экскаватор - единое целое. Экскаватор послушно урчит и выполняет все, что приказывает его повелитель – машинист.
Биография Серика Оразовича Аскарова простая. Родился он в поселке Южный на правобережье степной речушки Шерубайнура Карагандинской области. Отец его Ораз Аскаров 22 года проработал экскаваторщиком на каменном карьере Южно-Топарского рудоуправления. Отец не раз брал сынишку с собой на работу, сажал рядом и сын завораживающе смотрел, как громадная машина послушно подчиняется воле и рукам отца. И маленький Серик мечтал, что когда вырастет, то будет так же, как отец, управлять такой же громадной машиной со странным названием – экскаватор. Мальчик подрос, после школы поступил в техникум, а потом еще окончил в Челябинске курсы на машиниста экскаватора. По окончании стал работать на Шубаркольском разрезе помощником машиниста экскаватора. Первым его учителем был машинист экскаватора Пилец Вячеслав Иванович. «Дядя Саша научил меня любить технику, ухаживать за ней, - вспоминает Серик Оразович Аскаров, - практически научил управлять экскаватором. Я ему благодарен за это». Теперь Серик Оразович сам многоопытный машинист, и обучил мастерству управления экскаватором немало молодых помощников. За многолетний, безупречный и высокопроизводительный труд Серик Оразович Аскаров награжден всеми тремя знаками «Шахтерская слава». В 2002 году его портрет был на Доске почета среди лучших работников разреза «Шубарколь». А ко Дню шахтера в 2007 году его представили к высокой награде – ордену «Курмет». Но никакие награды ему, очень скромному труженику, не вскружат голову. У него растут двое детей - дочь Гульдара и сын Булат. И кто знает, быть может, и сын пойдет по пути отца Серика и деда Ораза – станет потомственным экскаваторщиком.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: