Тернистый путь

В январе 1931 года «Казстройуголь» был окончательно реорганизован в самостоятельный эксплуатационный трест «Карагандауголь» с подчинением его непосредственно ВСНХ СССР. Это давало возможность обеспечить централизацию работ, развернуть широкомасштабное строительство третьей угольной базы страны. Но все это было невозможно без железной дороги.

В те годы сооружение железных дорог было поручено управлению «Казжелдорстрой». В 1930 году была сдана в эксплуатацию линия Боровое – Акмолинск. Сегодня даже трудно представить, каких усилий стоила железная дорога от Акмолинска до Караганды, которая сооружалась уже в зимнее время, в морозы и бураны. Единственными инструментами строителей были кирка, лом, лопата. Шпалы укладывали на грунт, а на них - рельсы. 29 января 1931 года стальные рельсы дошли до Караганды. Невозможно переоценить значимость этого события. Железная дорога открывала широкий простор для развития не только Караганды, но и всего Центрального Казахстана, давала зеленый свет карагандинскому углю на Урал. Уже в 1930 году на первых разведочно-эксплуатационных шахтах было добыто 12 тысяч тонн угля, который лежал под эстакадами в больших кучах. А планами предусматривалось добывать спустя 2-3 года уже миллионы тонн. И доставить эти миллионы к потребителю было невозможно без железной дороги. В те годы каждое бревнышко, доставленное в Караганду гужевым транспортом, на верблюдах или волах, становилось золотым. А добыча угля требовала большого количества лесных материалов. Много леса нужно было и на строительство шахт, предприятий, жилых домов. Словом, без железной дороги не было бы и Караганды.

31 января в три часа дня на проложенных рельсах состоялся митинг. На нем выступили представители прессы, газет «Правда» и «Новая степь», общественных организаций. А на следующий день карагандинцы встретили первый поезд. Словом, отрапортовали, что построили железную дорогу в требуемые сроки. Но в действительности это был лишь временный путь, проложенный по грунту с отступлениями от проектных и технических требований. Поезд по такой дороге мог передвигаться со скоростью телеги. Лишь к концу 1931 года строительство железной дороги было закончено. Среди строителей было немало рабочих-казахов и спецпереселенцев. Рабочие страдали от холода, голода, тяжелейших жилищных условий, и многие, не выдержав тягот и лишений, погибали.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: