Дела угольные

Весной 1931 года в Караганду приехала группа горных инженеров-проектировщиков Ленинградского института «Гипрошахт» во главе с американским консультантом Эвансом, которые предложили первый проект разработки угольных пластов Промышленного участка Карагандинского бассейна. Проектом предусматривалось строительство наклонных шахт производительностью 700-900 тыс. тонн каждая. Общее число таких шахт должно было к 1937 году составить 28. Более глубокие горизонты, ниже границы наклонных шахт, предусматривалось отрабатывать мощными шахтами с вертикальными стволами. Достоинством проекта было быстрое наращивание добычи угля. Уже в 1934 году предусматривалось добывать до 12 миллионов тонн.
Развитие бассейна пошло по пути строительства небольших наклонных шахт. В 1931 году было заложено 19 таких шахт производительностью от 50 до 200 тысяч тонн, из которых к концу года было добыто 270 тысяч тонн. К шахтам были подведены подъездные пути, на ряде их установлены котлы и подъемные машины. Если в 1930 году их было 5, то в 1932 году - уже 35.
В 1932 году были заложены пять наклонных шахт и одна вертикальная с годовой производительностью по 400-500 тысяч тонн. До 1933 года все наклонные шахты были эксплуатационно-разведочными, и наряду с добычей угля с их помощью изучалось строение угольных пластов, качество углей, условия эксплуатации. При этом ряд шахт в том же или в последующем году был закрыт из-за высокой зольности добываемого угля. А шахты, заложенные по пластам с требуемым качеством угля, были переоборудованы, реконструированы и проработали многие годы.
Важнейшим вопросом, определяющим судьбу Караганды и бассейна, был: коксуются карагандинские угли или нет? В этом нельзя было ошибиться. Поэтому пробы угля были отправлены в Кемерово, на Урал, в Кривой Рог и даже Керчь. Уже в феврале 1931 года опыты на Кемеровском коксохимзаводе показали хорошую коксуемость карагандинских углей. Это резко повышало их ценность и значимость.
В 1931 году вышел ряд постановлений СТО СССР о развитии Карагандинского угольного бассейна. В постановлении ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 года отмечалось, что «географическое положение Карагандинского бассейна, наличие огромных запасов углей, их коксуемость, благоприятный характер залегания углей требует скорейшего создания на базе угольных месторождений Караганды третьей мощной угольной базы СССР» (Правда, 1931, 24 августа, № 233).
Поток спецпереселенцев снял проблему рабочих рук, но Караганде остро не хватало шахтеров-специалистов, а также горного оборудования. И шахтеры Караганды обратились с открытым письмом к горнякам Донбасса, в котором просили прислать своих опытных специалистов, ударников труда, помочь в индустриализации казахской степи. «Создадим угольную базу - Караганду» - под таким заголовком в газете «Правда» 7 августа 1931 года было опубликовано обращение к шахтерам Донбасса. И шахтеры Донбасса откликнулись, собрали оборудование - котлы, насосы, лебедки, инструменты. Объявились и добровольцы - кадровые рабочие, техники. 7 ноября 1931 года общественность Донбасса торжественно, с красными знаменами, оркестром, митингом проводила в Караганду эшелон со своими посланцами – забойщиками, проходчиками, машинистами врубмашин, техниками - всего 385 человек. В хвосте эшелона вагоны с оборудованием. Спустя две недели посланцев Донбасса тепло встретили в Караганде. Многие из них прижились здесь, стали передовиками производства.
Шахтеры Донбасса передали карагандинцам свой опыт, обучали тонкостям горняцких профессий.
А в Донбасс было направлено 117 рабочих- казахов для обучения мастерству забойщика, проходчика, машиниста врубмашины. Над ними шефство взяли лучшие передовики производства. Словом, Донбасс протянул руку помощи Карагандинским шахтерам.
Это было трудное, полуголодное, а то и вовсе голодное время, но люди работали не по 8-9 часов, а по 12 и более. Работали, не щадя своих сил, совершали чудеса подлинного героизма. Они верили в лучшую жизнь. Эта вера помогла им выстоять и среди голой степи построить город для своих детей и внуков. Быстро росла добыча угля. В 1932 году было добыто 722 тысячи тонн, в 1933 - 1180 тысяч тонн, а в 1934 году - уже 1832 тысячи тонн.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: